Послание президента к белорусскому народу и Национальному собранию по традиции собрало в Овальном зале депутатов, дипломатов и целый ряд видных высокопоставленных госслужащих. Большинство хотело услышать ответ на долгожданный вопрос: как будем жить дальше? Хотя многие уже были готовы к неопределенному ответу – чуда никто не ждал.
Так и получилось, президент долго не томил аудиторию и прямо заявил: «Сразу хочу отметить, что ежегодное Послание не претендует на роль долгосрочной программы стратегии развития страны. О ней пойдет речь на предстоящем пятом Всебелорусском народном собрании. Сегодня разговор у нас будет о целях ближайшей перспективы и конкретных задач на нынешний год».
В принципе можно было расходиться по домам, ведь главная интрига не будет раскрыта: какая жизнь ждет белорусов после 2016 года? А до Всебелорусского народного собрания еще столько времени, что ожидания утомляют и не вселяют надежды – доходы населения в реальном выражении продолжают падать уже несколько месяцев к ряду.
Кстати, логика «всеобщего вече» – подводить итоги уходящей «пятилетки» и определять основные параметры новой «пятилетки» с выделением основных векторов развития – уже была нарушена: белорусы четыре месяца как находятся на новом этапе построения всеобщего благосостояния версии 2016-2020 гг. Поэтому Всебелорусское народное собрание во многом будет формальным мероприятием.
Тем не менее вернемся к Посланию, в котором Лукашенко все-таки расставил несколько приоритетов, которые будут определять Беларусь будущего. Депутат Ольга Политико постаралась их конкретизировать, задав вопрос об экономических и технологических перспективах нашей страны. Президент определи их контуры такими понятиями как инновации и новые знания. «Будущее нашей экономики по всем направлениям – это наука… экономика знания – это единственное, что нас может спасти как независимое и суверенно государство» – подчеркнул Лукашенко во время ответа. При этом он сделал важную оговорку об ограниченности природных ресурсов в Беларуси, которые должна заменить реализация потенциала человеческого капитала в стране.
Идея развития в стране экономики знаний не нова, однако слышать ее из уст достаточно консервативного Лукашенко непривычно. В любом случае, мысль прогрессивная, которую стоит поддержать. Правда, в развитых странах инновации развиваются в определенных институциональных условиях, которых в Беларуси, к сожалению, нет. Например, защита прав собственности, а точнее наличие доверия со стороны инвесторов и предпринимателей к государству по их фактической защите. В Беларуси де-юре собственника должны защищать, но де-факто в этом вопросе существуют различные нарушения. В то же время, стоит вспомнить Китай, который проделал долгий путь по формированию такого доверия. По итогу получилось: сегодня Китай не только копирует технологии развитых стран, но и производит собственные высокотехнологичные товары. Получится ли у Беларуси? Если Лукашенко будет не готов к структурным и институциональным изменениям в стране, то его заявления о построении экономики знаний стоит воспринимать как популистские – в утоптанной почве трава не растет.
Существует еще одна проблема – различная трактовка предлагаемых мер. По опыту предыдущих посланий президента, можно отметить наличие правила одного «но»: Лукашенко часто раскрывал тот или иной тезис по-своему, что серьезно искажало его первоначальный смысл. Так, вспомним, что в 2015 году, по мнению президента, борьба с инфляцией в стране должна была полагаться на контроль за ценами и сокращение себестоимости продукции и услуг. Недостаток конкуренции, как фактор роста цен, был рассмотрен главой государства только в части развития антимонопольного законодательства.
Однако и эта тема была сведена к государственному контролю: «Может, нам особенно чиновников не порождать, а систему выработать? Вот это задача председателей райисполкомов, облисполкомов, а Правительство в центре. Подумайте. А антимонопольная служба должна координировать и регулировать эти процессы, подсказывать».
В 2016 году это правило также применялось к нескольким очень важным тезисам, например, когда глава государства говорил о развитии частного бизнеса. С одной стороны, было отмечено, что улучшение деловой среды – постоянный процесс и необходимо прилагать все усилия, чтобы войти в первую тридцатку стран по условиям ведения бизнеса по версии Всемирного банка. С другой стороны, Лукашенко отметил: «Правда, когда я привожу эти факты, я сам не совсем понимаю, а что в стране нашей мешает заниматься бизнесом?».
Президентских «но» во время Послания было достаточно, чтобы в очередной раз размыть смысл даже тех тезисов, которые можно оценить положительно. Поэтому нет ничего удивительного, если в течение года большинство предложений Лукашенко вновь не будет выполнено. Следовательно, экономическая политика в стране вряд ли сменит свой формат: текущие проблемы будут решаться по мере их поступления. Приверженность старой экономической модели остается низменной.
Кстати, меньше всего внимания президент уделил теме макроэкономической стабильности. Хотя именно этот вопрос сейчас стоит на повестке дня: инфляция за первый квартал уже превышает заданные ранее темы, курс белорусского рубля «лихорадит» на фоне скачков цен на нефть, а бюджет недосчитывается триллионов рублей налоговых поступлений, при растущих потребностях социальных и капитальных расходов для поддержания стабильности. Данная тематика достаточно чувствительна и требует подробного комментария, поэтому, вероятно, глава государства обошел ее стороной, затронув только необходимость дедолларизации экономики. Либо проблемы острее, чем может показаться и поэтому было решено не заострять на них лишний раз внимание. В любом случае, время покажет. И Всебелорусское народное собрание, конечно!
Антон Болточко
Эксперт по экономике ОО «ДАС Либеральный клуб»