«Белсат» снял фильм «Сад надежды» о Геннадии Грушевом, который помог 600 тысячам детей Чернобыля и сам умер от лейкемии.
Леонид Грушевой в далеком 1989 году основал фонд «Детям Чернобыля». Вместе с женой Ириной, которая прекрасно владела немецким языком, они организовали лечение и оздоровление белорусских детей за границей, а также доставку в Беларусь гуманитарной помощи – лекарств, медицинского оборудования, чистой от радиации пищи, сообщает телеканал.
Мог стать президентом Беларуси
Фонд существовал до 2012 года и почти все время работал в условиях бешеного давления со стороны чиновников. В 2008 году был нанесен смертельный удар: указ президента фактически запретил оздоровление белорусских детей за границей и доставку гуманитарной помощи. Но фонд вопреки запретам продолжал свою миссию.
Но фильм не об этом. Он о человеке-легенде, который научил десятки тысяч белорусов жить по-новому: бороться за свою судьбу. У которого был шанс победить на первых и последних демократических выборах президента Беларуси, но он не стал баллотироваться. Несмотря на это, власти всегда видели в нем политического конкурента. Представьте, какой поддержкой мог пользоваться человек, который помог сотням тысяч белорусов! Этим и можно объяснить репрессии в отношении фонда, который импортировал в Беларусь не цветную революцию, а лекарства и оборудование, которые спасали жизни людей.
В день смерти собирался на концерт
Идея фильма родилась в 2012 году. Все знали, что Геннадий Грушевой – смертельно болен. Но он продолжал жить полной жизнью: встречался с друзьями в кафе, играл в бильярд, ходил в театр, принимал активное участие в общественной жизни. В день смерти собирался пойти на концерт Дмитрия Хворостовского. Но вдруг почувствовал себя очень плохо. Сам вызвал «скорую», позвонил жене в Германию и оставил телефон включенным, чтобы она слышала, что происходит…
После длительного преследования со стороны властей Геннадий Грушевой с семьей уехал в Германию. Но в конце 2000-х решил вернуться в Беларусь, несмотря на высокий уровень помощи больным онкологией в Германии, которая была нужна уже ему самому. Эмиграция оказалась не для него. Он очень любил Минск, тосковал по друзьям. И согласился, чтобы белорусские ученые тестировали на нем новую методику лечения, которая в итоге продлила ему жизнь.
Когда в 2014-м Ирина Грушевая приехала в Минск, родилась одна из сцен документального фильма – в Саду надежды, который представители 16 стран посадили на 10-летие Чернобыльской катастрофы. Так и появилось название фильма, снятого по заказу «Белсата» к 30 годовщине катастрофы.
Государственная пропаганда создала легенду о Беларуси, которая «вылечилась» от Чернобыля. Растет поколение, которое не знает об ужасающих последствиях этой трагедии. Люди, которые помнят, боятся об этом говорить. Режиссеру Леониду Миндлину удалось найти минчанку, которая была в составе первой группы белорусских детей, которые выехали в Индию – там их спасали от последствий облучения. Сейчас она – завуч одной из столичных школ. Когда услышала предложение рассказать для фильма о человеке, который спасал ее жизнь, перестала отвечать на звонки…
Фонд «Детям Чернобыля» перестал существовать, но его дело продолжают небольшие общественные инициативы и отдельные люди по всей Беларуси. Именно в этом и заключалась идея Геннадия Грушевого: децентрализовать организацию, чтобы уничтожить ее было невозможно. И она сбылась.