Один из ликвидаторов аварии на ЧАЭС рассказал о том, как принимали наших земляков в Ватикане, какой была аудиенция и что говорил понтифик о Чернобыле.
Белорусские ликвидаторы, которые летали на встречу с папой римским вернулись из Ватикана. О том, как принимали наших земляков, какой была аудиенция и что говорил понтифик о Чернобыле, рассказал Михаил Образов — один из представителей группы. Михаилу Евгеньевичу повезло не только увидеть папу, но и пообщаться с ним, пишет tut.by.
С ликвидатором журналисты встретились в кафе. Он аккуратно раскладывает на столе снимки, на которых папа крепко сжимает его большую руку. Исторический момент запечатлен на площади перед Собором Святого Петра, где 20 апреля на аудиенции с понтификом собралось более 30 тысяч человек со всего мира.
— Общие аудиенции проходят каждую среду, и увидеть на них главу Римско-Католической церкви может любой желающий, — начинает разговор собеседник. — Для этого нужно направить письмо в префектуру Папского Дома и получить оттуда разрешение. Но у нас — семи ликвидаторов из Беларуси и 20 из Украины — было особое приглашение и места.
Михаил Образов как руководитель минского общественного фонда «26 апреля» и как избранный группой представитель белорусской делегации во время встречи находился во втором ряду ВИП-ложи, что размещалась недалеко от понтифика. Рядом сидел украинский коллега, а товарищи-земляки располагались в первых рядах среди стоявших паломников.
— Аудиенция начиналась в 10 утра, но, чтобы успеть пройти все кордоны, на площадь мы приехали к восьми. Меня, например, пока я дошел до своего места, проверили пять раз. Настолько там все строго, — продолжает ликвидатор. — Еще до поездки я изучил, как вести себя на встрече, что надевать. Все мужчины, например, которые находятся недалеко от папы, должны быть в черных или темно-синих костюмах, белой рубашке и обязательно при галстуке. Женщинам также рекомендуют темный наряд и туфли на низком каблуке. Головной убор не обязателен, но в жару шляпа или платок дамам совсем не помешает.
Выдержать дресс-код, шутит ликвидатор, оказалось непросто. Ведь, когда все только началось, в Ватикане было +28. За время, что папа объезжал делегации, стало +30, а к 10.30, когда понтифик взошел на свое место, температура поднялась до +32.
«Вдруг Папа говорит: на площади присутствует группа пилигримов из Беларуси и Украины»
Встреча длилась три часа. В своем послании понтифик затрагивал разные проблемы. Беды в Африке, безработица в Бразилии, обстановка в Британии. После того, как он заканчивал тему на итальянском, епископы переводили и озвучивали ее на языке страны, о которой шла речь. Бразильцам — по-португальски, британцам — по-английски.
— И вдруг папа говорит: на площади присутствует группа пилигримов из Беларуси и Украины, ликвидаторы Чернобыльской катастрофы, — не сдерживает эмоций Михаил Евгеньевич. — Мир не должен забывать об аварии и связанных с ней проблемах. А потом его речь перевели на белорусский и украинский. Представь, огромная площадь и звучит наша мова! И все внимательно слушают. Это грандиозно!
Кажется, пересказывать данные события, собеседник готов снова и снова:
— Сложно описать, что чувствуешь в такой момент. Но 20 апреля, уверен, наиважнейшая точка в жизни каждого белоруса и украинца, которые стояли в этот момент на площади. Ведь за всю 30-летнюю историю Чернобыля ликвидаторы впервые приглашены в Ватикан.
Прошло около дух часов аудиенции — и людям объявили: крестики и четки, что они принесли с собой, теперь считаются освященными. Михаил Образов — православный, но по просьбе друзей взял четки для двух маленьких мальчиков и их мамы.
Под конец аудиенции папа спустился к людям. Подошел и поприветствовал некоторые делегации, сфотографировался с ними на память. Теперь снимок с главой Римско-Католической церкви есть в альбомах всех наших ликвидаторов.
Затем понтифик направился к сектору, где сидел Михаил Евгеньевич. Тогда белорус и смог передать ему подарки. К сувенирам, кстати, объяснил собеседник, тоже есть особые требования. Это не должны быть фрукты, каравай, словом, ничего съестного. Нужно, чтобы подарок ассоциировался со страной, откуда прибыл паломник, и с родом его деятельности.
«Я по-английски сказал: за информацию для карты мои товарищи заплатили жизнью»
Из Минска в Ватикан Михаил Образов привез два очень важных для него предмета — чернобыльские колокольчики — символ фонда «26 апреля» — и карту радиационного загрязнения, материалы для которой он с коллегами собирал в том далеком 1986 году.
— Передавая карту, я по-английски сказал: за информацию на ней двое моих товарищей заплатили жизнью. Это очень тронуло понтифика, — Михаил Евгеньевич осторожно берет в руки снимок, где запечатлен данный момент. — Папа был удивлен такому подарку. Смотри, какая искренняя улыбка на его лице. Он пообещал, что католическая церковь сделает все, чтобы жертва Чернобыля не была забыта, пожелал мне мужества, а я ему — здоровья и пригласил посетить Беларусь.
Ответа папа пока не дал, но, несмотря на это, свою поездку, Михаил Образов считает удачной, важной и нужной. На завтра после встречи он с другими ликвидаторами выступил на Папском совете справедливости и мира.
— Там я сказал: мы не должны забывать о трагедии Чернобыля, — подводит итог визита в Ватикан собеседник. — Мы жертвы техногенной катастрофы, но мы отстояли этот мир. А сейчас мы не знаем, как его спасти от духовного Чернобыля. Люди не должны жить без веры. Но что происходит вокруг?! Когда понятие любовь — основное в христианстве, отрицается. Отрицается любовь к родине, семье, старшему поколению. Так не должно быть! И я уверен, люди, которые меня в этот момент слушали, меня услышали.