Журналисты сдали в лабораторию молоко с окраины белорусской зоны отчуждения - уровень радиации в нем оказался в 10 раз выше нормы.
Фермер, который ведет в деревне Губаревичи (Хойникский район Гомельской области) свой бизнес, предложил гостям стакан свежего молока. Журналисты отказались и отнесли молоко в лабораторию – уровень радиации в нем оказался в 10 раз выше нормы, сообщает «Белсат».
Фермер Николай Чубенок с гордостью говорит, что его стадо из 50 коров в сутки производит до двух тонн молока для завода «Милкавита». Предприятие же делает сыр пармезан, который преимущественно направляется в Россию.
Представители «Милкавиты» говорят о невозможности превышения нормы – мол, их собственные тесты показывают, что наличие радиоактивных изотопов значительно меньше допустимых пределов.
«Нет здесь никакой радиации. Как вы можете ее бояться?» – недоумевает Николай Чубенок, который с 2014 года ведет свой молочный бизнес в 45 километрах от площадки Чернобыльской АЭС и в 2 километрах от границы зоны, где запрещено пребывание человека целый день.
Из его молока делают сыры «Полесские», 90% которых везут в Россию.
Один из самых известных медицинских критиков подхода белорусского правительства к защите населения от последствий Чернобыльской аварии – профессор Юрий Бандажевский. В свое время он был ректором Гомельского государственного медицинского университета, в 2001 году был помещен в тюрьму по обвинению в коррупции. Многие международные правозащитные группы признали преследование политически мотивированным. В 2005 году Юрий Бандажевский вышел на свободу по условно-досрочному освобождению и продолжил свои исследования связи Чернобыльской трагедии и раковых заболеваний. Сейчас живет и занимается исследованиями в Киеве.
«У нас катастрофа. В Беларуси нет защиты населения от радиоактивного облучения. Наоборот: правительство пытается убедить людей не обращать внимания на облучение, продукты производятся в загрязненных районах, отправляются после во все точки страны», – говорит Юрий Бандажевский.
Заместитель директора Белорусского института радиологии Наталия Тимохина говорит, что производителям продуктов разрешается производить свой собственный мониторинг безопасности пищи. А также рассказывает о нехватке оборудования, которое определяет присутствие америция. Предполагается, что этот элемент содержится в верхнем слое почвы 2% белорусской территории и будет представлять риск для здоровья еще в течение 270 лет.
Как производители «очищают» еду от радиации
«Одноразовый прием загрязненной пищи не очень опасен. Более опасно накопление радионуклидов в организме», – говорит Тимохина.
Представитель Всемирной организации здоровья (ВОЗ) в Женеве Грегори Гертль отмечает, что его организация не имеет полномочий контролировать безопасность продуктов, даже тех, что экспортируются за границу – для этого есть внутренняя ответственность.
«Радиационные эффекты и развитие рака, как и влияние радиации на регион, становятся заметными через длительное время. Таким образом мы не видим конца их проявления. Безусловно, будет определенное увеличение раковых заболеваний», – замечает Грегори Гертль.
По его словам, чиновники не получали тревожных сигналов из Беларуси.
Создательница белорусской экологической группы «Зеленая сеть» рассказывает подробности, которыми с ней поделились работники пищевых предприятий во время личных разговоров. Ингредиенты и продукты перемешивают, чтобы разбавить воздействие потенциально радиоактивных компонентов белорусских поставщиков, базирующихся рядом с Украиной. Такое смешение якобы снижает уровень изотопов, вызывающих рак, в молочных продуктах и в переработанном мясе. Таким образом уровень упомянутых элементов становится «допустимым, но все равно несет опасность для здоровья».