Анатолий Красовский подвергся насильственному исчезновению 16 сентября 1999 года.
Более десяти лет белорусские власти ведут формальное расследование, полностью игнорируя призывы родных и близких проверить информацию о причастности к исчезновению высших должностных лиц страны. Родным и близким до сих пор ничего не известно о судьбе Анатолия Красовского, сообщает сайт инициативы «Мы помним».
16 ноября 2008 года иск от имени Анатолия, Ирины и Валерии Красовских против государства Беларусь был зарегистрирован в Комитете по правам человека ООН, и его копия была отправлена ответчику.
Иск Красовских был подготовлен нидерландской адвокатской конторой; он состоит из ста пунктов, к нему приложено 25 документов общим объемом более тысяча страниц. От своего имени, а также от имени Анатолия Красовского Ирина и Валерия Красовские призывают государство Беларусь
1) немедленно допросить подозреваемых в причастности к насильственному исчезновению Анатолия Красовского, названных в специальном Меморандуме депутата Парламентской Ассамблеи Совета Европы Христоса Пургуридеса;
2) удовлетворить многочисленные просьбы членов семьи Анатолия Красовского и международного сообщества провести тщательное открытое расследование исчезновения Анатолия Красовского;
3) идентифицировать и указать место захоронения Анатолия Красовского;
4) компенсировать жертвам насильственного исчезновения Анатолия Красовского моральный и материальный ущерб.
Ответ Беларуси был получен и зарегистрирован в КПЧ ООН 20 ноября 2009 года. Истцы официально отреагировали на комментарии ответчика. Дело Красовских против государства Беларусь будет рассмотрено в порядке очереди на заседании КПЧ.
Анатолий Степанович Красовский родился 17 мая 1952 года в п. Крупки Минской области. Закончил физический факультет Белорусского государственного университета. Педагог, кандидат философских наук, автор десятков научных трудов и ряда учебных пособий, разработчик школьного курса «Этика и психология семейной жизни». С начала девяностых крупный предприниматель, издатель массовых журналов «Я+Я», «Идеал» и других. Занимался благотворительностью, оказывал финансовую поддержку ряду общественных организаций Беларуси, в том числе и политически независимым. Известен как личный друг вице-спикера Верховного совета 13-го созыва Виктора Гончара, лидера белорусской оппозиции конца девяностых.
Первым сигналом крайнего недовольства властных структур политической активностью Анатолия Красовского стал его арест августе 1999 года. Предприниматель был помещен в СИЗО, где ему фактически было предъявлено обвинение в подрывной деятельности. Однако после публикации в ряде СМИ подробностей случившегося следствие озвучило другую версию, согласно которой Анатолий Красовский виноват в том, что своевременно не возвратил кредит, взятый в банке «Поиск». Из-за явного несоответствия действительности это обвинение быстро развалилось. В течение недели предпринимателя отпустили вместе с другими задержанными по этому делу.
Трагедия произошла 16 сентября 1999 года. Вечером этого дня Анатолий Красовский и Виктор Гончар были похищены. Правоохранительными органами было начато расследование, однако все известные в настоящее время улики были собраны добровольцами. В том числе и обнаруженные на месте похищения на улице Фабричной в Минске осколки стекла автомобиля Анатолия Красовского, которым друзья пользовались в этот день, и следы крови, идентифицированной независимой экспертизой как кровь Виктора Гончара. Эти и другие собранные данные проясняют детали похищения и в глазах широкой общественности являются подтверждением того, что оно было организовано силами спецслужб. Официальное следствие — несмотря на то, что за Виктором Гончаром, и за Анатолием Красовским велась постоянная слежка силами Комитета госбезопасности — констатировало невозможность установления истины. После исчезновения КГБ заявил, что слежка была снята именно 16 сентября.
В июне 2001 года мировая общественность получила в распоряжение показания следователей КГБ Петрушкевича и Случека, которые рассказали подробности сложившейся за годы нахождения Лукашенко у власти и контролируемой им лично системы физического устранения неугодных в Беларуси.