Продавец Александра Громыко намерена отстаивать свои права в суде.
Продавец продуктового магазина в Севрюках 23-летняя Александра Громыко обратилась в независимый профсоюз РЭП за юридической помощью. Наниматель (райпо Гомельского района) требует от продавца выплатить 20 млн. рублей недостачи, которая была обнаружена во время последней ревизии, сообщает сайт gomelspring.org.
Всего недостача составила около 80 млн. рублей и была распределена между 4 сотрудниками магазина. Все, кроме Александры, согласились платить. Продавец убеждена, что ее вины нет и намерена отстаивать свои интересы в суде.
Александра отработала в сельпо только 2,5 месяца. Она согласна, что часть недостачи могла быть из-за того, что продавцы были вынуждены выбрасывать просроченные продукты.
«Конечно, в этой недостаче есть и наша вина, - говорит Александра, - я помню пару раз выбрасывали гнилые апельсины, лимоны. Однажды, даже выбросили коробку с печеньем. Ничего не поделаешь, мы же торгуем продуктами, имеющими и маленький срок годности. Магазин у нас небольшой, сельский. Товар быстро не раскупается, поэтому и истекает срок годности на какие-то продукты. Я может согласилась бы, если бы нашли 15 ну 20 миллионов недостачи, но, 80 млн. - это же космическая цифра. Ни директор райпо, ни наша заведующая магазина, ни продавцы не можем понять откуда взялась такая недостача».
Представители райпо (директор, главный бухгалтер) начали предлагать Александре различные варианты, чтобы взыскать деньги. В частности, настоятельно советовали взять быстрый кредит, и даже, по словам Александры, готовы были выдать ей справку о том, что она отработала 3 года в магазине, чтобы банк дал кредит.
Либо ей предложили взять в рассрочку диван, а райпо его продаст и покроет недостачу. И, конечно, ей предложили год отработать в магазине и со своей зарплаты отдавать недостачу. А, если учесть, что зарплата составляет чуть более 2 млн. рублей, наниматель фактически предложил наемному работнику год работать бесплатно.
«Я не могу взять такой крупный кредит в банке, с чего я его буду отдавать? Это же тысяча долларов почти, а если учесть большие проценты, то, в итоге, я буду вынуждена отдать банку в два раза больше. Мать моя категорически отказалась мне помогать в этом деле. Диван в рассрочку я тоже брать не хочу, не говоря уже о том, чтобы работать год бесплатно. Если я была бы виновата, это одно дело, а я же поклясться могу, что работала честно и ничего не крала, не присваивала. Поэтому я намерен судиться с райпо. Я им неоднократно говорила, пусть подают в суд. Они не хотят, пугают меня, что меня будут судить за кражу в крупном размере, что, мол, у меня будет уголовная статья», - говорит девушка.
Александра попыталась уволиться по согласию сторон, но райпо категорически отказалось ее увольнять.
«У нанимателя нет доказательств, что продавец Александра Громыко выносила материальные ценности или брала деньги из магазина, - комментирует правовой инспектор профсоюза РЭП Леонид Судаленко. - Есть коллективный договор о материальной ответственности и наниматель, конечно, может обратиться в суд, и он распределит какую-то сумму между сотрудниками магазина, и они должны по 20 процентов ежемесячно выплачивать недостачу из своего заработка до полного покрытия. Но, в данном случае, странную позицию заняло руководство райпо. Предлагают, если Громыко положит деньги на стол, то ее уволят по согласию сторон, а если нет, то она будет работать до конца срока контракта, который закончится через год в январе 2017 года».
Леонид Судаленко подчеркнул, что Александра правильно ставит вопрос, что наниматель не может гарантировать, что в будущем не будет новых недостач, так как через несколько месяцев - новая ревизия и новая недостача и уже не 20 млн, а сорок, например.
«Продавец правильно говорит, если наниматель не может навести порядок у себя в райпо, зачем продавцам работать и так рисковать. Наниматель может, конечно, предложить работнику выплатить недостачу, а работник в свою очередь имеет право согласиться и оплатить, либо идти в суд и доказывать свою невиновность. Удивляет позиция нанимателя, если ты не отдаешь деньги, то с использованием печально известного декрета президента №29 о трудовых контрактах, мы тебя берем в заложники, в кабалу, и не можем тебе гарантировать, что и впредь ты нам не будешь должна за каждые 2,5 месяца работы по 21 млн. рублей. Фактически работодатель толкает работницу к совершению прогула», - отметил профсоюзный юрист.
Сейчас Александра Громыко написала заявление в райпо, чтобы остановили контракт по требованию работника. Она больше не хочет работать в магазине на позиции заложника.