Из-за запрета Меджлиса в России все представители крымскотатарского народа, принимавшие участие в выборах делегатов Меджлиса, находятся под угрозой обвинения в экстремизме.
Об этом Мустафа Джемилев заявил во время дискуссии «Председательство Германии в ОБСЕ – время для защиты прав человека на Донбассе и в Крыму», которая проходит в Киеве. Мероприятие организовано представительством Фонда Фридриха Науманна и Центром гражданских свобод, сообщает корреспондент Радио Свобода.
«Меджлис – это не просто организация, и даже не круг единомышленников. Это орган, избранный своим народом, – отметил Джемилев. – В годы перестройки нам удалось провести среди всего нашего народа выборы на Национальный съезд, который тайным голосованием избрал представительный орган. После этого среди всех крымских татар были проведены выборы в местные и региональные меджлисы».
По словам Мустафы Джемилева, в настоящее время в Крыму насчитывается около 230 местных и региональных меджлисов, в которых задействовано 2500 тысячи человек, которых могут обвинить в экстремизме за принадлежность к Меджлису.
«Не нужно органам российским доказывать, что они что-то совершили, достаточно доказать, что они состояли в этой организации. А те, кто избирали, получается, тоже. Теперь весь крымскотатарский народ является в глазах российских оккупантов экстремистами», – сказал он.
Кроме того, национальный лидер крымских татар заявил, что на начало 2015 года с момента оккупации правоохранительными органами в Крыму было проведено более 200 обысков. Среди пропавших и убитых числится 22 человека.
Подконтрольный России Верховный суд Крыма 26 апреля вынес положительное решение по иску о запрете деятельности Меджлиса крымских татар на территории полуострова.
Глава Меджлиса Рефат Чубаров сообщил после этого, что Меджлис крымскотатарского народа принял решение о переходе на чрезвычайный режим деятельности, поскольку для его нормальной деятельности созданы «непреодолимые препятствия».
18 апреля Минюст России внес Меджлис крымскотатарского народа в перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых в этой стране остановлена «в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности». Этот шаг осудила Украина, ряд международных организаций и правозащитников.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что вопрос о запрете деятельности Меджлиса крымских татар на полуострове является «внутрироссийским вопросом», и Россия не намерена прислушиваться к «рекомендациям» извне.
Верховная Рада Украины официально объявила 20 февраля 2014 года началом временной оккупации Крыма и Севастополя Россией. 7 октября 2015 года президент Украины Петр Порошенко подписал соответствующий закон. Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели ряд экономических санкций. Россия отрицает оккупацию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости».