«Запрещенная песня Курдистана» – новый фильм «Белсата», который стоит посмотреть каждому белорусу.
Он рассказывает о трагедии народа, разделенного между несколькими государствами, информирует «Белсат».
Пой, чтобы бороться
Судьбы белорусов и курдов – очень похожи, но нам повезло: мы все еще имеем независимость. Хотя так же, как курды, страдаем от последствий уничтожения нашей интеллигенции. Большинство сегодняшних белорусов равнодушны к политике, и из-за этого мы рискуем потерять суверенитет. Курды же веками борются за независимость, но до сих пор ее не имеют.
Прежде всего, это уличные протесты и вооруженное сопротивление, о которых мы знаем из выпусков международных новостей. Фильм «Забароненая песня Курдыстану» (рус. «Запрещенная песня Курдистана») рассказывает о борьбе с неожиданной стороны.
Герой фильма, молодой активист и бывший политзаключенный Рамазан Гюнеш основал Центр курдской культуры в городе Мазыдагы, который находится в Восточной Турции. Он убежден: язык и традиции – так же важны для народа, как и свое государство. И обучает этому детей. В Турции курды не могли говорить на родном языке с 1930-х до недавнего времени.
С такой же ситуацией после разделов Речи Посполитой столкнулись когда-то белорусы и поляки, говорит один из авторов фильма, польский документалист Конрад Загурский (Konrad Zagórski). По его словам, именно благодаря сохранению языка наши народы не пропали. Через это сходство в истории трех народов они с репортером «Белсата» Сергеем Марчиком и решили рассказать о курдах в своем фильме. В Центре курдской культуры проходят занятия по музыке и пению, отсюда – и название фильма.
В карманах борцов – контрабандные айфоны
Существует и третий метод борьбы, который используют курды: они обманывают турецкое государство. Например, воруют электроэнергию.
«Большинство курдов пользуются последней моделью айфона, потому что они весь товар привозят без налога. И они таким образом также выражают протест», – рассказывал Сергей Марчик в эфире программы «ПраСвет».
Однако соблазна сделать фильм о такой своеобразной форме протеста у авторов не было. «В древности никто не воровал энергию, а денгбеж [курдские «акыны», певцы-импровизаторы – ред.] уже существовали, и именно благодаря им этот народ сохранился, – говорит Конрад Загурский. – Если бы не язык, который передавался из поколения в поколение, и культура, не было бы сегодня ни курдов, ни поляков, ни белорусов».
Закрыть глаза, понюхать лимон
Без кадров уличных беспорядков в фильме не обошлось, но они, скорее, играют роль фона. На вооруженные протесты в Турции курды выходят всем городом. «В какой-то момент все получают смс: собираемся в понедельник, в 10:00 начинаем протест. Весь город закрывается, ничего не работает», – отмечает Сергей Марчик.
Так слаженно работает и система помощи: люди приносят воду, чтобы промывать глаза от слезоточивого газа, конфеты, которые облегчают его влияние.
«Есть также вариант нюхать лимон. Мой коллега Конрад после первого протеста – у него слезы текут, и кто-то ему дает этот лимон – а мы не знали, что с ним делать, – и он к глазу его прикладывает, выжимает и – начинает дико кричать. Вся полиция сразу обратила внимание, а у нас камера… это был первый наш серьезный побег. Мы столько обратили на себя внимания!» – с улыбкой вспоминал репортер длительную (почти два месяца) поездку в Турцию.
Конрад Загурский тем временем обдумывает очередные репортажи: о ситуации курдов в Ираке и Сирии.