Житель Витебска, который 28 апреля влез на башенный кран в районе стадиона «Динамо» в Минске, почти уверен, что ему выплатят просроченные зарплаты.
Дмитрий Столяров рассказал «Радыё Свабода», что идея вскарабкаться на строительный кран в знак протеста к нему пришла спонтанно:
«Я приехал в Минск, чтобы пожаловаться какому-нибудь высшему начальству на то, что мне не заплатили деньги за работу на стройке магазина «Корона». Я работал отделочником, нанимался как частный предприниматель. Уже и магазин открылся, а зарплаты почти за полгода работы я так и не увидел. Я жаловался на это, куда только мог. Но не помогало. Думал: поеду в Минск, возьму с собой еще коллег, которым тоже не заплатили. Однако они, наверное, испугались, не поехали... А я приехал, куда идти - не знал. Вижу: стройка, но в самом центре. Решил: залезу на кран, да все заметят!»
25-летний парень признается, что поднимался на башенный кран второй раз в жизни. Впервые - на работе, а второй раз - сейчас. Попасть на стройку проблемой не было: там ходит много народу. И никто не обращал на него внимания, пока он не оказался наверху. Вместе с документами, которые хотел показать «высшему начальству».
После того, как Дмитрия Столярова заметили, само собой получилось, что он попал в поле зрения журналистов. До этого, как он сам признается, обратиться со своими проблемами в СМИ ему просто не приходило в голову. Зато он пытался попасть на прием к председателю облисполкома - пожаловаться, что выиграл суд, начавшийся против фирмы «Двенскстрой» за невыплату зарплаты, однако денег так и не дождался. Хотя надеялся получить и 40 миллионов собственного заработка, и около 17-ти - пени за просрочку...
«К губернатора не попал, меня перенаправили к сотруднику юстиции. Перед тем судился, ходил по разным кабинетам месяцев 8-9. Думаете, легко ходить по кабинетам? Да проще на тот кран вскарабкаться!», - говорит парень.
Зато теперь он уверен, что дело с места сдвинется. Такое впечатление у него осталось после разговоров в минской милиции. А потом, когда его отпустили, он ночью вернулся домой в Витебск, а уже утром 29 апреля был вызван в Следственный комитет. Там снова давал объяснения, что заставило его взобраться на башенный кран.
Впрочем, это уже второй неординарный поступок по поводу не полученного заработка. Правда, касается это другой фирмы, с которой он заключил трудовой договор на отделочные работы в новом здании логистического центра. Там денег не платили также, переговоры с руководством ни к чему не приводили. Тогда, говорит Дмитрий, он решился на кражу: вынес со стройки перфоратор и часть другого электрического инструмента. Утверждает, что забрал не все, а только то, что по цене соответствует сумме не полученных денег.
За этот поступок Дмитрий Столяров находится под следствием. Осознает, что нарушил закон, не отказывается от ответственности, но надеется, что в случае суда получит только условное наказание. Некоторое время он был под подпиской о невыезде, которая была продлена до 26 апреля. Больше ее не продлевали, и поэтому парень решился поехать в Минск и сделать то, что сделал.
О содеянном он не жалеет, тем более, что административных протоколов на него не составляли. А надежда на получение денег все-таки появилась.
На вопрос, не думает ли он, что теперь все, кому задолжали работодатели, полезут на краны, столбы, башни и «многоэтажки», Дмитрий Столяров отвечает не сразу. Видимо, о таких последствиях своего поступка он не задумывался. Потом улыбается и говорит: «Не надо!»
Парень живет с родителями. Некоторое время назад собирался жениться, однако, свадьбу пришлось откладывать, потому что не было денег. Таким образом, из-за недобросовестности нанимателя расстроилась и личная жизнь: невеста наконец разорвала отношения с женихом. Теперь они живут в разных городах, девушка окончила Витебский медуниверситет и работает в Бресте. Дмитрий признается, что до сих пор любит Кристину и был бы очень счастлив, если бы она к нему вернулась.
Его друг Глеб, который говорит о Дмитрия исключительно с симпатией, рассказал:
«Были у Димы попытки жить отдельно от родителей, снимать квартиру. Однако помешали денежные проблемы. Пришлось даже продать машину, так как он индивидуальный предприниматель, нужно было платить налоги, а из чего - не было. Очень тяжелая ситуация. Он очень ответственный, принципиальный парень, но - не везло ему, и все!»
Второй друг, Александр, работал вместе с Дмитрием на строительстве гипермаркета «Корона». Он утверждает, что у него лично проблем с получением зарплат не было, но таких как он - меньшинство:
«Там работала очень много людей. И очень многим не заплатили. Дима агитировал, чтобы другие тоже подавали заявления в суд. Но люди почему-то боятся или не хотят связываться с судами или портить отношения с нанимателем».
Дмитрий Столяров считает, что «просто связался не от теми», что «есть нормальные фирмы с честными руководителями», с которыми можно сотрудничать и не бояться.
Он рассказывает, что родители отнеслись к его поступку с пониманием. Конечно, мать очень расстроилась, когда узнала, что сын полез на такую опасную высоту в поисках справедливости. Зато Дмитрий уверен, что о его поступке знает сам Лукашенко, и что он во всем разберется и поможет...
О том, что он прежде всего сделает, получив долгожданные деньги, Дмитрий уже не раз размышлял:
«Ох, денег всегда бывает мало, а планов всегда бывает так много... Наверное, прежде всего я сделаю какой-то подарок сторожу, который пострадал из-за моей кражи инструмента. Он же не виноват, а ему досталась из-за меня, из-за того, что я сделал. Поэтому хочу как-то отблагодарить сторожа, потому что он пережил много неприятного в ходе всех следственных разбирательств. Хочу попросить у него прощения».