Гродненские торговцы на рынках говорят, что за последние двадцать лет не помнят таких тяжелых времен.
Рынок «Южный» - один из крупнейших не только в Гродно, но и во всей Беларуси. Подавляющее большинство предпринимателей выходят на работу, но случается, что целыми днями, а даже неделями ничего не продается, передает «Радыё Свабода».
Покупателей на рынке нет, хотя киоски открыты. Предприниматели, ежась от холода, обсуждают что-нибудь между собой или просто играют в карты.
- Ситуация такова, что не из чего даже заплатить налог, - говорит усталым голосом предпринимательница Алина. - Вон многие соседи позакрывали ларьки: кто бросил совсем предпринимательство, кто уехал на заработки за границу. Нет покупателей ни в будни, ни в выходные, ничего не продается.
Ее муж грустно добавляет, что и те, кто подходит посмотреть товар, как правило, ничего не покупают.
- Люди сразу спрашивают, не продаем ли за полцены. А здесь уже цены и так давно за полцены от того, за что покупался товар. Я не знаю, но больше двух месяцев мы так не продержимся.
Их соседка, Татьяна, говорит, что на рынке депрессия. Предприниматели выходят на работу, но могут простоять пару недель и ни одной вещи не продать.
- Вот такие сейчас времена. Я за все 20 лет работы чего-то подобного не помню. А налоги нужно заплатить в начале месяца, за аренду тоже, еще и социальный налог. А с чего их платить?
Иван торгует вместе с женой мужской верхней одеждой. Говорит, что в дом некому сейчас приносить денег. Его жена, Светлана, пыталась искать работу, но за три месяца ничего не нашла.
- Ничего не будет до тех пор, пока не станут платить людям зарплаты на предприятиях. Людям хватает только на хлеб и коммунальные, а сюда уже почти никто не приходит. Да с теми сертификатами у нас состояние подвешенное, так как надлежащих документов подавляющее большинство предпринимателей не имеет. Это сейчас ввели мораторий на проверки. А если пойдут проверять, то будет беда, штрафы посыплются... Хорошо, что хоть детей повыучивали, а то как бы сейчас было растить...
Галина продает домашние декоративные вещи. Печально улыбается мне и говорит, что за целый месяц не продала ни одной репродукции. Еще в прошлом году, мол, хоть перед праздниками люди что-то покупали, а в этом году никто даже и не подходит. А киоск она открывает каждый день.
- Мне вот налоги и аренду надо заплатить свыше трех миллионов, а я ничего не заработала. В доме семья, детей в школу надо отправлять. Пыталась устроиться учительницей музыки - безрезультатно. Работу найти совсем невозможно, мы здесь никому не нужны. Кстати, и товар у меня весь белорусский, и документы на все есть. Но никто ничего не может купить. Единственное, что спасает, - дача. В прошлом году заготовила на зиму огурцов, помидоров, других солений, и вот целую зиму на этом продержались. Это когда такое было? И самое страшное, что не на что надеяться. Сейчас стало проблематично даже на работу добраться, ведь каждый день на маршрутку надо отдать 20 тысяч...
Александр говорит, что самое обидное в этой ситуации - что никто даже слова доброго не скажет в поддержку, не то чтобы что-то купить. Мол, люди злые, а властям до торговцев также дела нет.
- Я же начинал в 90-е, тогда тоже непросто было. Но тогда государство к нам повернулось лицом, не трогали, давали заниматься всем тем, кто что может и умеет, и как-то выкарабкались. А сейчас при этих законах ты вообще виноват даже в том, что существуешь.
Его сосед Андрей, который присоединяется к беседе, сожалеет, что предприниматели разрозненные, нет солидарности между людьми и все всего боятся:
- В этом году вот выборы будут в «парламент». Но какие на них надежды? Сколько их уже было, и... Посмотрите, ни один «депутат» к нам не пришел в эти сложные времена, не поговорил, ничего, как будто нас нет вообще. Я так больше и не пойду за них голосовать, так как тоже не вижу никакого смысла. Мы вообще здесь все вместе не знаем, что делать дальше. Проживаем каждый день, как Бог дает, а что дальше будет - неизвестно...
С ним соглашается Ирина. И добавляет, что и предпринимателей, и страну в целом ждет коллапс, если в ближайшие месяцы не изменится экономическая ситуация.
- Я по образованию историк. Вот уже три месяца искала работу - безрезультатно. Повсюду на предприятиях сокращения, новых рабочих мест создается мизер, зарплат хватает на то, чтобы только заплатить за квартиру и потом на продукты, чтобы с голоду не умереть. Вот Танин сын - 25 лет, четвертый месяц сидит без работы, пообивал все пороги - и нигде ничего. Мой муж имеет все категории водителя, а шофером нигде не может найти работу. Да мы тут деньги в этот товар вложили, а достать их обратно не можем.
Как отмечают сейчас праздники? Одна же Пасха уже была, а вторая вот-вот наступит. Этот вопрос вызвал у людей улыбки, отвечают почти в один голос:
- Обязательно отмечаем, обязательно. Понятно, что сейчас более скромно, чем раньше, но все равно отмечаем, как и наши родители отмечали, хотя и жили при советской власти. Хотя, конечно, нет того, что раньше было...