Не зная, как повернуть историю вспять, безумцы при должностях остервенело лупят по зеркалу.
Если разбить зеркало, то красивее от этого не станешь. Если разбить все зеркала, то, возможно, некоторое время будешь не так остро комплексовать по поводу собственного уродства.
Но все равно рано или поздно появится некое дитя, которое, не зная правил, произнесет то, что думают и видят все: «А король-то голый!»
Наш король голый. Для него опасны неподконтрольные СМИ, для него опасны независимые социологи, для него страшна любая несанкционированная общественная инициатива. Он так долго пугал всех, что теперь тем более очевидно: он сам страшно испугался. То, что происходит – обыски по всей стране, даже не мотивированные формально чем-либо пристойным, -- это судороги ужаса перед будущим.
Причем, особый колорит ситуации придают одновременные заявления представителей официальных властей о том, что они будут расширять контакты с Европой. Заявления, прозвучавшие, как раз в день, массовых погромов интернет-сайтов, общественных инициатив, активистов, политиков, социологов…
Если не знать, в какой стране живешь, то может привидеться, что в окружении Лукашенко окопались «вражьи агенты», которые делают все возможное и невозможное для того, чтобы не допустить нормализации отношений белорусского правителя с цивилизованым миром. Действительно, нормальному человеку происходящее может показаться слишком вызывающим, демонстративно наглым, театральным, нарочитым. У нас ведь есть закон об оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с которым спецслужбы могут войти в любой офис, в любую квартиру и тихо, без шума осмотреть там все, что угодно, -- и компьютеры, и бумажки. Но нет, они врываются в бронежилетах, в масках, чтобы это было как можно эффектнее, как можно заметнее.
Или еще более вопиющий пример – приведение в исполнение двух смертных приговоров в то время, когда даже структуры ООН просили официальный Минск повременить с расстрелами, поскольку еще даже не закончена официальная процедура обжалования приговоров. Но нет, кому-то очень надо было сэкономить на миске жидкой арестантской каши. Или просто пострелять. Но так пострелять, чтобы рикошетом пошло по всем международным организациям и даже тем западным политикам, которые вопреки здравому смыслу питали некие иллюзии относительно перевоспитания белорусского правителя.
И все-таки большая ошибка считать, что на такие вызывающие шаги Лукашенко провоцирует некто. Наша государственная политика была есть и остается зависимой от одного человека. От его страхов и его комплексов, от его болезней и его настроения, от его языка и его ума. Ему сейчас очень страшно. И отсюда все эти предвыборные спектакли в бронежилетах.
Потому что можно запретить говорить правду кампании «Говори правду!», можно мифическому и неизвестному движению «Вперед!» дать команду «Назад!», можно у Калинкиной, Халип, Радиной, Коктыш и иже с ними забрать все компьютеры, ручки, бумагу… Но нельзя закрыть людям глаза, рты, поменять им головы. Проблема не в конкретных персоналиях и даже не в анонимном интернете. Потому что когда обычные обыватели видят пятилетнего мальчишку в военной форме, которому отдают честь генералы, они без чьей-либо подсказки понимают, кто ими правит. Когда аполитичные зеваки впадают в шок от вида Царского села в Дроздах, они уже сами додумываются, почему у государства хронически не хватает средств на нормальные пенсии и пособия. Наконец, когда они приходят на выборы, чтобы сказать «Нет! Так не должно быть! Так не может быть в цивилизованной стране!», а им после этого по всем каналам известное лицо вещает: «Меня избрал народ» -- они уже сами сообразят, кто этот народ и в каких структурах он работает.
В обществе еще нет веры, что ситуацию можно изменить, но уже есть понимание, что менять надо. И Лукашенко это знает, и его окружение это знает, и его спецслужбы это знают. Потому, не понимая, как повернуть историю вспять, безумцы при должностях остервенело лупят по зеркалу.