Дочка «Газпрома» подала в суд на белорусские предприятия за недоплату за газ. Белорусские власти при этом уверены, что Беларусь имеет право покупать энергоресурсы по более низкой цене, чем сейчас.
Судимся. За что?
ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» подало в международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате иск по поводу недоплаты за газ со стороны белорусских предприятий.
Заместитель премьер-министра Владимир Семашко попытался 3 мая снизить градус вокруг этого спора: «Я не знаю, почему такой ажиотаж вокруг этого вопроса. Это отношения субъектов хозяйствования: наших облгазов с ОАО "Газпром трансгаз Беларусь».
«Вроде "Газпром трансгаз Беларусь" подало в арбитражный суд при БелТПП, поскольку считает, что они несколько недоплачивают за тот газ, который мы получаем с 1 января этого года», - сказал он.
При этом, по его словам, белорусские организации считают, что они платят за газ «абсолютно правильно и корректно», в соответствии с договоренностями между двумя странами.
С начала года белорусские предприятия «могут иметь более низкую цену», чем объявляет "Газпром трансгаз Беларусь", подчеркнул Семашко.
Он призвал не выносить эти вопросы на уровень правительств, но не исключил, что этот вопрос может обсуждаться на союзном Совмине 12 мая по инициативе российской стороны.
«Опасений относительно сокращения поставок газа нет. В заключенных соглашениях записано, что пока идет спор субъектов хозяйствования, они не имеют права сокращать поставки газа», – прокомментировал сегодня ситуацию зампремьера. Не ожидают сокращения поставок газа и в белорусском Минэнерго.
Напомним, что ранее премьер-министр Андрей Кобяков заявил, что цена российского газа для нас должна составлять 80 долларов за тысячу кубометров вместо 142 долларов, которые, по его словам, Минск платит сейчас. О необходимости существенной скидки говорил ранее и Семашко.
«Газпром»: защищаем свои интересы
В «Газпром трансгаз Беларусь» подтвердили подачу иска, и это практически вся информация, которую сообщила компания.
«В связи с наличием задолженности со стороны газоснабжающих организаций Беларуси по оплате поставленного природного газа ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" защищает свои интересы в соответствии с условиями заключенных договоров», – цитирует сообщение компании БелаПАН.
Арбитражный суд принял дело к рассмотрению. Дата начала процесса не назначена. Ни одна из сторон пока не назвала размеры предполагаемой задолженности.
«На этом этапе сложно давать оценки нормативного характера, сложно прогнозировать, но, едва ли, это может привести к полноценным торговым войнам», – прокомментировал ситуацию директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман на «Примусе».
Цена вопроса высока для Беларуси
«Белорусская сторона настойчиво и целеустремленно пыталась добиться снижения на газ, переговоры шли минимум полгода. Но, вероятно, аргументов не хватало», – прокомментировала ситуацию БДГ экономический обозреватель Татьяна Маненок.
По ее словам, нужно будет посмотреть, чью сторону примет суд. Эксперт рассчитывает, что у белорусской стороны есть серьезные аргументы, но говорит, что что-то более конкретное невозможно сказать без знания подробностей формул расчета цены и соглашений, которые не разглашаются.
«Для белорусской стороны чрезвычайно важно получить скидку, в условиях сложной ситуации на внутреннем, российском рынках, нехватки валюты», – пояснила экономический обозреватель.
Оптимизация цены на газ повысит конкурентоспособность белорусской продукции, пояснила Маненок. В частности, сейчас в сопредельных странах упала цена на газ, так как она привязана к цене на нефть.
«Цена вопроса – высока для Беларуси. А переговоры пока зашли в тупик», – подчеркнуа Татьяна Маненок.
При этом эксперт подчеркнула, что пока преждевременно говорить о газовом конфликте. По ее словам, это спор хозяйствующих субъектов, которые случаются, в том числе и с такими крупными предприятиями.
Справка БДГ
В апреле «Газпром» отказался снизить цену за газ для Беларуси до той, при которой сохранялись бы для Беларуси прежние, уже привычные, заработки, основанные на ценовой разнице. И которые на значительных, относительно размера экономики Беларуси, объемах импорта газа являлись одной из столпов нынешней белорусской экономической модели. Заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев тогда пояснил, что Россия поставляет Беларуси газ по цене производства, к которой прибавляется стоимость транспортировки.
Совмин, в свою очередь, в апреле утвердил новый план мероприятий по экономической безопасности Беларуси. А президент Беларуси на днях заявил, что стране пора «вместо газа и нефти использовать электричество» и надо развивать рынок электромобилей.