Предприниматели рассказали, как им работается после вступления в силу нашумевшего указа №222.
Большинство предпринимателей Кооперативного рынка в Барановичах вышли на работу. ИП рассказывают, что часть из них на свой страх и риск торгуют без документов, проверок на рынке пока нет и неизвестно, когда будут. Но торговля идет плохо, потому что «у людей нет денег».
Предприниматели рассказали Intex-Press, как им работается после вступления в силу нашумевшего указа №222.
В четверг, 5 мая, закрыта примерно треть роллетов, на некоторых из них размещены объявления «Сдам» или «Продам». Но большая часть предпринимателей Кооперативного рынка все же работает. Покупатели также вернулись на рынок: прохаживаются по рядам, примеряют одежду, торгуются. Но во многих рядах скучающих продавцов можно увидеть чаще, чем заинтересованных покупателей.
«Денег у людей совсем нет»
Предприниматель Светлана говорит, что работает по документам уже около полутора лет. По ее словам, на работу с документами перешли не все ИП.
– Конечно, у них получается дешевле. Например, человек говорит, что джинсы продает по 400 тысяч. А они не могут столько стоить с документами, у них закупка 460, – рассуждает Светлана.
По ее словам, на рынке немало людей, торгующих без документов: «каждый выживает как может». Но главной проблемой женщина называет обеднение народа.
– Люди приходят и рассказывают, что раньше была зарплата 2,6 млн. А сейчас миллион забрали, как на эти деньги прожить? Что купить? И я их понимаю, – подчеркивает предприниматель.
Женщина в роллете неподалеку подтверждает слова Светланы.
– Я торгую шарфиками. Они стоят по 70–150 тысяч рублей. Люди приходят, смотрят, а купить не могут. Денег у людей совсем нет. Даже шарфик далеко не все себе могут позволить, – говорит дама.
«Людям нужны доступные цены»
Предприниматель, пожелавший остаться неназванным, говорит, что из-за сертификатов товары подорожали.
– Людям нужны доступные цены. Им все равно, с сертификатом товар или нет. Это ведь та же одежда, что и раньше, только дороже. Кому этими сертификатами сделали лучше? У меня ни разу никто не спросил про сертификат. Всех скидки интересуют. А когда магазины выставляют конфискат на продажу, у них разве сертификаты есть? Налоговики конфискуют товар на рынке, а магазины продают, – возмущается предприниматель.
Он рассказывает, что московские фирмы включают стоимость сертификата в цену товара. А делать эти документы в Беларуси самостоятельно «будет еще дороже».
– Джемпер стоил до нового года 100 тысяч, а теперь 160. Люди постоянно спрашивают, почему подорожало все, приходится объяснять каждому, – говорит он.
Виктор с радостью вспоминает прежние времена, когда на рынке было «не протолкнуться», и добавляет, что с нынешним положением дел даже и сравнивать нельзя.
– Зарплаты у людей маленькие, о каких торгах можно говорить... Где-то треть предпринимателей собираются уходить с рынка. Кто на пенсию идет, кто на частника работать, а кто в Россию уехал, – резюмирует собеседник.
«Мы еще 90-е будем вспоминать как сладкий сон»
По словам Андрея Макара, председателя совета предпринимателей Кооперативного рынка, большинство предпринимателей вернулись на работу – в выходные торгуют около 80% ИП.
С остальными руководство рынка пошло на компромисс: вместо аренды за закрытые точки предпринимателям разрешили оплачивать «символическую сумму» за их охрану. По подсчетам Андрея Макара, на такую меру (на рынке называют ее «временное хранение». – прим. Ред.) согласились 170 предпринимателей.
– Например, было у одной дамы две точки. Она одну закрыла, уволила продавца и отправила роллет на «временное хранение», теперь торгует сама в одном роллете, – рассказывает Андрей Макар.
Он говорит, что так сейчас поступают многие ИП, у которых было по несколько торговых точек.
По подсчетам председателя, уже закрыли свои точки около 70 предпринимателей, то есть примерно 10% ИП рынка. Андрей Макар предполагает, что примерно столько же предпринимателей продолжают торговать без документов на свой страх и риск.
– Проверок нет. Государству сейчас не до этого. Какие предприниматели, когда такой кризис идет? Мы еще 90-е будем вспоминать как сладкий сон! – считает Андрей Макар.
Он говорит, что если в городе 40% предприятий в убытках, а на остальных зарплаты давно не растут, то ни о какой активной торговле речи быть не может.
– Если люди раньше покупали килограммами помидоры на праздники, то сейчас берут 2–3 штуки. Что говорить об одежде? Но предприниматели все равно остаются на рынке, потому что деваться некуда, – говорит председатель совета предпринимателей.