Выставку современного искусства ZBOR, которая проходила в Киеве, журнал #viennacontemporary Magazine назвал одной из лучших в Восточной Европе.
Организовали выставку Андрей Дурейко из Германии и Максим Тыминько из Голландии. Их знают как активных промоутеров белорусского искусства за рубежом.
Инициатором же выступил фонд «Изоляция. Платформа культурных инициатив». Его координатор Татьяна Филевская рассказала «Радыё Свабода»:
- В белорусском ZBORе представлено только сорок художников, но их работы дают ключевые аспекты для понимания того, как развивалось белорусское искусство последние несколько десятилетий.
В Украине нет такого аналога, чтобы собирали такой единственный, консолидированный архив, в который входили бы работы художников всех направлений. У нас есть попытки архивировать текущий процесс, но эта работа ведется разобщение и очень субъективно.
По результатам дискуссий понятно, что белорусское искусство движется в сторону защиты общечеловеческих ценностей, к демократическому полилогу, а не монологу, имея критический взгляд на самих себя и на свою жизнь.
Современное белорусское искусство говорит о свободе, о множестве взглядов и возможности их выразить.
На открытие выставки приехали не только те художники, работы которых выставлялись, - и эта солидарность нас просто ошеломила!
Выставку посетили около 1,5 тысячи человек, почти все были в полном восторге. Некоторые возвращались по несколько раз и не уходили часами - говорили, что выставка очень насыщена и за один раз ее просто невозможно полностью просмотреть. Одних только видеоработ было на 2,5 часа!
Не обошлось без курьезов. Очень популярным экспонатом была книга «Азбука абсурда». Ее кто-то украл в первый же день. Поэтому мы были вынуждены второй экземпляр повесить на металлический поводок.
Та часть общества и художников, с которыми мы общаемся, стремится к другому развитию Беларуси и, может, даже немного завидует возможностям, которые есть в Украине, несмотря на все трудности.
Если говорить о количестве институтов, площадок, художников, грантовых возможностях и фондах, которые существуют в Украине в сфере современного искусства, - это пока, к сожалению, недостижимо для Беларуси.