Проверки и конфискации на рынках могут начаться в любой момент.
«Салiдарнасць» выясняла в старейших торговых точках Минска — «Паркинге» и «Зеркале», — почему некоторые предприниматели все-таки решили вернуться на места, а некоторые — продолжают борьбу.
В торговом центре «Паркинг», о ситуации в котором писалось в начале года, по-прежнему тихо. Работают все те же немногие торговые точки — с парфюмерией, аксессуарами и одеждой. В торговом центре царит унылая атмосфера, на вопросы предприниматели отвечают вяло.
— Предприниматели вышли на работу? Ну, вы же видите, как они вышли — все прилавки пустые, — угрюмо сообщает женщина, торгующая одеждой. - Я некоторое время не работала, занималась оформлением документов. Сейчас вот вышла — весь товар сертифицирован, зато цена выше на 30-40% и никто ничего не покупает.
Как рассказывает собеседница, в последние месяцы об окупаемости даже речи быть не может, в основном «продаются остатки, да и те себе в убыток». После вопроса, ходила ли она на последние акции протеста предпринимателей, женщина становится напряженной:
— Молодой человек, вы какие-то неправильные вопросы задаете... Бесполезно все это — куда-то ходить. Это ни на что не влияет.
Еще одно работающее торговое место занимается продажей «вышиванок» и другой белорусской национальной одежды. На удивление, хозяин оказывается еще более осторожным.
— Я ничего не буду говорить — меня вообще все это не касается. Я торгую белорусской одеждой, у меня никаких проблем нет. А если наговорю чего-нибудь, пришлют ко мне проверку — и что мне тогда делать? — нервно объясняет он свою неразговорчивость.
В соседнем торговом центре «Зеркало», на первый взгляд, с «сытых» времен ничего не изменилось — ближе к входу почти все торговые места заняты, правда покупателей возле них не слишком много. На втором этаже начинают встречаться первые проплешины. Еще дальше — десятки свободных мест и пустые ряды.
— Торговый центр превратился в какой-то базар, — жалуется местная предпринимательница. — Раньше была красота — много людей приходило, много покупали, а сейчас торгуются за каждый рубль. Но цену все равно не скидываем — максимум процентов десять.
«Массовые проверки могут начаться в любой момент»
Какая судьба ждет белорусских предпринимателей, которые все-таки начали возвращаться на свои рабочие места, мы поинтересовались у лидера объединения «Перспектива» Анатолия Шумченко.
— Я знаю, что некоторые люди вернулись. Но в то же время массовые проверки могут начаться в любой момент. И я не могу дать никаких гарантий нашему белорусскому бизнесу, что он сможет спокойно работать в стране. К сожалению, пока можно ожидать чего угодно.
Он приводит пример, как в небольшом районном центре в Витебской области под суд попали сразу 26 предпринимателей.
— В Крупках кто-то написал жалобу, где было указано, что у предпринимателей якобы нет сертификатов, — поясняет он. — Дальше эта жалоба дошла в Администрацию президента, а потом уже пришла проверка на рынок. Я не думаю, что все это случайность. Скорее всего, это связано с событиями зимы, когда было противостояние — в Крупках тоже шла активная борьба. Последние действия — это своего рода ответ со стороны местных чиновников.
По словам Шумченко, после того как активисты «Перспективы» побывали в городе и поддержали предпринимателей, судебные приставы позвонили и сказали, что суд, который был назначен на 11 мая, пока отменяется, а дела «будут изучаться дальше».
В то же время, по мнению предпринимательского лидера, властям пока не стоит радоваться из-за того, что некоторые предприниматели согласились работать на новых условиях.
— Например, и в регионах, и в Минске у абсолютного большинства предпринимателей московские сертификаты, — подчеркивает он. — Вот и получается, что русские за счет белорусов жили и дальше будут жить. То, чего хотело государство, чтобы наши предприниматели в их конторах получали сертификаты, не произошло. Граница с Россией открыта — и поэтому люди едут туда и там платят деньги за все эти испытания, документы и так далее.
Как замечает собеседник, главное, чего добились предприниматели зимними митингами и другими протестами, это демонстрации готовности к борьбе:
— Мы показали, что если что-то произойдет, то мы будем отстаиваться свои права еще с большей силой, чем это было зимой. Нам не нужно здесь никаких волнений, но власть просто должна дать нам возможность спокойно работать.