Он один умный, а все – идиоты.
Вот как-то так у нас получается, потому что министр внутренних дел Игорь Шуневич, защищая своих подчиненных, рассказывает всем нам невероятные истории.
Некоторое время назад белорусский интернет обошла новость, что милиционеры совершили групповое изнасилование в Могилеве. Факт есть, пострадавшая есть, весь город говорит, что трое насильников – из Ленинского РОВД, а один в тюремной системе работал. А вот министр на голубом глазу успокоил: милиционеры, мол, не настоящие, они – бывшие. То есть понимайте так: никаких дел об изнасиловании в отношении сотрудников внутренних дел Следственный комитет не ведет.
В итоге получилось, что всем нам привиделось еще одно какое-то грязное пятно на милицейском мундире, померещилось.
Странно так получилось. Хитро...
Потому что министр не уточнил, когда он этих «сексуальных хористов» уволил. За пять минут до изнасилования или через пять минут после? Или задним числом? Может, еще каким-то специальным приемом? А еще Шуневич не сказал главного – зачем он это все произносил?
Напомню, что в истории белорусской милиции уже был серийный маньяк и убийца, который, будучи защищенным формой, куражился не один год. Когда все выплыло, был «разбор полетов», кадровые встряски, пара милицейских генералов лишились своих постов. Однако могилевский пример показывает, что выводы из произошедшего система сделала своеобразные. Теперь вместо того, чтобы оправдываться, каяться, разоблачать, обещать впредь не допустить и т.д. и т.п., министр лично пытается замять скандал. Изворотливый генерал!!! Но все же не настолько хитрый, чтобы обмануть всех.
Например, недавно он, прикрывшись законом, можно сказать, разрешил подчиненным профессиональную месть.
Понятие «месть», как вы понимаете, вообще не из области юриспруденции. Но после инцидента с байкером, в результате которого пострадал сотрудник ГАИ, министр признался: «Органы внутренних дел, органы правопорядка никогда не предъявят претензий к законопослушным гражданам. Мы адекватные люди, стараемся адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию. Но я скажу вам откровенно и честно: я предполагаю и допускаю наличие профессиональной мести со стороны сотрудников ГАИ в рамках действующего законодательства». Если министр, «допускает наличие профессиональной мести со стороны сотрудников ГАИ», то нетрудно представить, как могут аукнуться эти слова в голове какого-нибудь юного дорожного надзирателя.
Насчет мантры по поводу того, что милиционеры к законопослушным гражданам претензий не предъявят, это – ха-ха! – вся страна наслышана. Но вот «профессиональная месть» – это новое слово в государственном управлении. Потому что дальше может быть месть обиженных медиков милиционерам, месть прокуроров – депутатам, профессиональная месть сантехников – сотрудникам КГБ… И все в рамках закона, потому что даже точное выполнение закона не гарантирует бесперебойную работу канализации.
Что бы ни говорил министр, по сути он косвенно дал своим подчиненным отмашку на конфискацию мотоциклов у байкеров, отмашку на месть. Естественно, сославшись на закон. Неужели и правда думает, что никто ничего не понял, что вся стана – идиоты?!
Ладно, страна! Но идиотами он выставляет и равных по званию.
Напомню скандал, случившийся в суде над философом Владимиром Мацкевичем. Тогда трое милиционеров засвидетельствовали, что Мацкевич участвовал в несанкционированной акции протеста предпринимателей, проходившей в Минске, стоял с плакатом и нарушал закон. В ответ Владимир Мацкевич предъявил собственный паспорт и использованные билеты на самолет, подтверждавшие, что его в тот день не только на площади, не только в Минске, но и в Беларуси не было. Мацкевич находился в Варшаве. То есть милиционеров публично уличили в лжесвидетельстве – уголовном преступлении.
Как отреагировал министр? Слег с сердечным приступом, написал заявление об отставке, хотя бы покраснел от стыда?.. Ничего подобного!!! Он, не смущаясь, заявил, что его подчиненные… просто ошиблись. Трое сразу!!! В один голос!!! Обвинив человека в суде!!! Под заверения, что «органы внутренних дел, органы правопорядка никогда не предъявят претензий к законопослушным гражданам»…
Даже генпрокурор сообразил, что валять дурака в такой публичной и такой очевидной ситуации – это даже для Беларуси слишком. Александр Конюк, комментируя ситуацию с Мацкевичем, признал, что если было лжесвидетельство, то милиционеры должны ответить перед законом. Вот только главный прокурор не сказал, кто их к ответственности привлечет. Пушкин?.. Ведь непосредственный начальник – министр – свою позицию высказал. А что касается прокуратуры, то Владимир Мацкевич еще в конце марта подал туда заявление. Но, видимо, не хватает у Конюка силенок против Шуневича. Говорит одно, а сделать – кишка тонка. В идиотской ситуации оказался.
Впрочем, как и председатель Следственного комитета Иван Носкевич, ведомство которого разбиралось в истории с избиением милиционерами прямо в здании суда журналиста портала TUT.by Павла Добровольского. Шуневич сразу встал на защиту своих. В ответ следователи, не имея карт-бланша возбудить дело, откровенно поприкалывались, запротоколировав «правонарушение» журналиста фразами из анекдотов: «размахивал руками», «не желал успокаиваться», «совершал активные действия телом и ногами»… Одним словом, оформили все так, чтобы любому была ясна суть произошедшего.
Для истории деградации белорусской правоохранительной системы, которая когда-нибудь обязательно будет написана, следователи оставили красноречивый документ. К тому же зафиксировали в нем интересный факт: в деле философа Мацкевича и в деле журналиста Добровольского «на страже закона» стоял один и тот же человек – некто А.А.Шишко. Случайно ли? В какой истории с таким служебным рвением этот милиционер засветится в следующий раз? Как долго этого придется ждать? Как долго министр сможет заминать скандалы, работая пятновыводителем для своей системы? Зачем он это делает? Кому от этого польза?
Вопросов много. Но однозначный ответ один: если Шуневич думает, что он один умный, а все – идиоты, то он очень сильно заблуждается.
Светлана Калинкина, «Народная Воля»