Любая идея из «славного» советского прошлого может быть сейчас как никогда актуальна.
Не станем лукавить и обманывать друг друга. Каждый хочет быть трудоспособным, но при этом ничего не делать. Бить баклуши, гонять балду, околачивать груши – да мало ли замечательных занятий есть на свете, которым мы с удовольствием посвятили бы свой досуг, вместо того, чтобы ходить на эту дурацкую работу, получать там под видом зарплаты то ли сдачу, то ли чаевые, да еще люлей от начальства вкупе со сверхурочными. Предметами зависти и одновременно ролевыми моделями для меня всегда были герои сводок новостей про неработающую москвичку на «Бентли» или безработного уроженца Нальчика на «Бугатти», которые чего-то там совершили или где-то отметились.
Значит можно же быть безработным, но при этом на «Бугатти»! Почему наши граждане с таким вожделением ждут пенсии? Да по той самой причине – чтобы проснуться утром, а делать ничего не надо. Спешить некуда, никто над душой не стоит, не теребит, не требует успеть к такому-то числу или во столько-то часов сдать какой-нибудь отчет или выточить железную деталь. Бессмертны слова почтальона Печкина, который говорил, что «не надо меня щелкать, я может только жить начинаю – на пенсию перехожу». Поэтому любая попытка повысить пенсионный возраст станет началом конца правящего режима. Так же как и всякая попытка украсть у нас мечту и ввести какой-то дурацкий налог на безделье или выражаясь бюрократическим языком – на тунеядство. Да нет, если говорить по совести, лично я-то бездельничать не хочу. И на пенсию по доброй воле не уйду – так и буду писать Реплики, пока зубы не вывалятся. Труд – это жизнь!
Пока человек чем-то занят, его существование имеет смысл. Но на труд Конституция дает нам право. Однако обязанностью труд не является. Если гражданин готов всю жизнь жить на копеечное пособие, играть на балалайке в переходе или просить подаяния, рассказывая, как он ехал в другой город с тремя грудными младенцами, но внезапно кончились деньги, потерялись все документы, а тут и тяжкая болезнь настигла его и всех младенцев – то ради бога. Каждый сам кузнец своего счастья и несчастья тоже. Какой можно ввести на этих людей налог? У них и денег-то нету. Заставлять их работать – только хуже будет. Потому что неквалифицированный труд профессионального тунеядца не принесет ничего, кроме убытка.
Меня всегда умиляют при этом ссылки на чей-то посторонний опыт. Так-то мы сами с усами, умнее всех на планете. Но как только замышляется какая-либо подлянка – тут же вспоминаем мировой опыт. Не гнушаемся и на Америку ссылаться, и на Европу – на кого угодно. Теперь ссылаемся на Беларусь. Авторитетный пример. Страна, где победила пародия на социализм. Но зачем нам делать свою пародию? Даже притом, что любая идея из славного советского прошлого может быть сейчас как никогда актуальна.
Антон Орехъ, «Эхо Москвы»