Россия пока не будет предоставлять cкидку на поставляемый природный газ в Беларусь.
Об этом заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак.
Это означает, что на «союзном совмине» 12 мая найти политическое решение «газового конфликта» не удалось.
РФ насчитала Беларуси долг в 125 миллионов долларов за потребленный в январе-апреле 2016 года российский газ. Официальный Минск не признает долг, считая справедливой цену в 73 доллара США за тысячу кубических метров вместо нынешних 142 долларов.
Стороны объявили о намерении решить газовый спор через суд.
Экономист Лев Марголин считает наиболее вероятным досудебное решение «газовой проблемы». «Смешно ведь, если западный суд будет решать хозяйственные проблемы России и Беларуси», – отмечает эксперт.
Почему возник «газовый конфликт» и каковы перспективы его разрешения?
Марголин ответил на вопросы Беларускай праўды.
- Скандал двух нищих. Ранее только один нищий – Беларусь просила, молила, грозила, не платила, просила и «Газпром» с барского плеча, иногда даже делая публичные заявления, что не пойдет на уступки, все-таки принимал политическое решение и делал скидки. Сейчас ситуация в России не такая стабильная, чтобы разбрасываться доходами. Похоже, сейчас произошел достаточно серьезный клинч. А поскольку в данном конкретном случае решено прибегнуть к юридическому решению вопроса, суд примет решение. Если суд примет решение, искать политические отговорки будет поздно. Если, конечно, стороны не сумеют договориться, не доводя дело до суда.
- Какое решение газовой проблемы наиболее вероятно?
- Сложно прогнозировать: одна сторона ссылается на одни документы, другая – на другие. Недаром в таких случаях обращаются в суд.
Мне кажется, что стороны найдут досудебное решение. Возможно, Россия пойдет навстречу Беларуси взамен на политические уступки, возможно, Минску придется уступать, если Россия упрется. Все же до суда дело не дойдет, я думаю: смешно, когда западный суд будет разбираться в хозяйственных проблемах России и Беларуси.
- На «союзном совмине» не удалось достичь политического решения проблемы. Проблема отдается на откуп Путину?
- Это означает, что клинч достаточной серьезный, раз Медведев не взял на себя ответственность за решение «газового спора». Российский премьер действует в рамках отведенных ему полномочий. Если российский премьер не решил проблему, значит, решение за президентом России.