Чекистов интересовали фамилии белорусов, воюющих в Донбассе за Украину.
Гражданка Украины, которая подписывается в Фейсбуке именем Алина Фортуна, написала на своей странице о задержании сотрудниками КГБ в национальном аэропорту «Минск»: «Меня задержал КГБ. Здал кто-то из псевдо-патриотов Беларуси. Угрозами заставили купить авиабилет на волонтерские деньги (друзья, простите). Перерыли вещи в мое отсутствие. До сих пор не дали проверить, не пропало ли чего. Сижу в аэропорте под конвоем. Приеду в Киев, напишу детали», - charter97.org.
Позже украинка написала в «Фейсбуке» уже из Киева о подробностях депортации из Беларуси:
«Я уже в Киеве, жива-здорова. Напишу подробно, как меня задержало КГБ и депортировало «по-тихому».
Сегодня в Минске я давала интервью одному из свободных СМИ РБ прямо в квартире друга, у которого жила. После собиралась автостопом ехать в Гродно, поэтому вместе с журналистами шла на остановку. Мы только вышли из дома, как во двор залетел микроавтобус. Пять человек в гражданском скрутили нас, затолкали в автобус и куда-то повезли.
Меня вместе с вещами завели в комнату. Девушка в милицейской форме составила протокол: мои паспортные данные и полный перечень того, что было в моих сумках. Причина задержки указана не была. Еще по дороге они задали прямой вопрос: умею ли я пользоваться оружием?
Затем зашел человек в штатском.
- Давайте так. Вы отдаете нам все, что собрали на АТЕ, покупаете билет на ближайший самолет и едете в Украину. Мы все знаем. Один из ваших друзей вас сдал (стандартная схема со времен совка. Не уверена, что это правда).
- А что будет, если я откажусь?
- Отсидел 10 лет, и получите запрет на въезд.
- Но какой закон я нарушила?
- Вы задаете слишком много вопросов!
После обыска повели на экспертизу (сфотографировали меня и мои татуировки и взяли отпечатки пальцев). Это продолжалось минут сорок. Когда привели обратно в комнату для допросов, вещи были еще раз досмотрены и неуклюже брошены в сумку.
«У тебя есть две минуты собрать все», - сказал один из КГБистов в штатском.
Высыпать сумки и проверить, все ли на месте, мне не разрешили. Копию протокола дать отказались. Причину депортации не сообщили и штамп о запрете въезда в паспорт не поставили. С телефона сорвали наклейку с гербом «Погоня». Пока я собирала вещи, тот же человек в гражданском заговаривал мне зубы.
- Сколько боевого стажа?
- А Вам какое дело?
- Вы имеете какое-то отношение к белорусам в АТО. Расскажите, что знаете.
- Можете меня даже бить, но ничего не скажу.
Затем КГБист решил отобрать планшет.
- У Вас в соцсетях написано, что белорусы передали планшет для разведки. Но Беларусь не помогает украинским военным! Это уголовная ответственность. Мы его конфискуем и отдадим владельцу. Дайте его контакты.
- Нет. Планшет был подарен мне лично. А кому я его отдам в своей стране, это уже не ваше дело.
Минут пять бессмысленного диалога - и планшет в моей сумке. Меня вновь сажают в машину, только уже не держат лицом вниз и за руки, и везут в аэропорт. Под конвоем сопровождают до самолета.
Прилетаю в Украину, перебираю вещи - со всей символики остались только два метра бело-красно-белой ленты. Конечно, никаких протоколов. Кроме того, отобрали легальный нож (об этом мне сказали, но без протокола).
Вот такая замечательная страна с нечеловеческими порядками. А причину депортации мне так и не объяснили».