Из-за кризиса властям приходится «жэстачайшэ» экономить на всем.
В 11 по 22 мая во французском курортном городке Канны проходит знаменитый кинофестиваль. Он проводится уже в 69-й раз и неизменно привлекает к себе пристальное внимание ценителей киноискусства. Из года в год режиссеры из разных уголков мира пытаются пробиться в «нерезиновый» основной конкурс Канн. Съезжаются в этот город и бизнесмены, ведь там показываются готовые проекты, заключаются контракты, продаются права на коммерческую дистрибуцию картин за рубежом, пишет belmarket.by.
В рамках фестиваля демонстрируются достижения национальных кинематографий более чем 100 стран. Для этого в 2000 году была создана даже специальная площадка Village International, «витрина мирового кинематографа», как ее любят называть сами организаторы. В собственных павильонах представители стран — участниц форума знакомят посетителей со своими достижениями в области кино, проводят деловые встречи, заводят полезные знакомства. Беларусь не оказалась в стороне от этого культурного события и пять лет назад получила собственное место на площадке.
К сожалению, наше пребывание во французской Ривьере было недолгим: в 2016 году информация о том, что белорусский павильон вновь откроется в Каннах, так и не была обнародована. Журналисты разбирались, почему в Год культуры отечественным кинематографистам придется сидеть дома.
Очередь длиной в несколько лет
Впервые наш павильон на знаменитом фестивале открылся в 2011 году. Пресса писала, что официальными организаторами «белорусского дома» стали Министерство культуры, Белтелерадиокомпания и национальная киностудия «Беларусьфильм». При этом инициатива шла снизу.
Первым руководителем и идейным вдохновителем появления национального павильона в Каннах был режиссер и журналист Олег Лукашевич. В 1996 году он стал первым белорусским журналистом, аккредитованным на фестивале. «В 2008 году свои павильоны открыли наши соседи — Украина и Россия, и мне стало обидно за Беларусь, которая на фестивале никак не была представлена», — вспоминает он.
Два года спустя, вернувшись с очередного Каннского кинофорума, Олег Лукашевич поставил перед собой задачу договориться об участии в нем Беларуси. Тогда Белтелерадиокомпания, как крупнейший медиахолдинг страны, успешно занималась теле- и кинопроизводством. Журналист написал докладную записку на имя председателя компании, в которой обосновал необходимость и эффективность представления Беларуси на мировом кинорынке, а также важность открытия национального павильона.
Инициативу поддержали, но этого все равно оказалось недостаточно. Дело в том, что открыть павильон в Каннах стремятся многие страны. Однако так называемая первая кинодеревня, в которой располагаются основные участники, ограничена по площади. Попасть в нее можно только через лист ожидания. Некоторые страны ждали своей очереди несколько лет.
«Я подключил к работе Александра Алексеева, с которым мы вместе делали программы из Канн, — рассказал Олег Лукашевич. — На наш запрос в дирекцию кинорынка фестиваля пришел ответ, в котором Беларуси предложили лишь стенд на подземном этаже фестивального дворца. Нас этот вариант не устроил, и мы смогли убедить дирекцию форума представить наш павильон во второй кинодеревне. В ноябре 2010 года нас обрадовали: Беларусь получит место в престижной первой кинодеревне. Как организатор, Белтелерадиокомпания уплатила все необходимые взносы, а меня назначили руководителем Национального павильона Республики Беларусь на 64-м Каннском кинофестивале».
Позже присоединилась киностудия «Беларусьфильм». Во время подготовки на студии усилиями Олега Лукашевича и Александра Алексеева был издан и затем представлен на фестивале каталог современного белорусского кино. Так, открыв культурное «посольство» в виде павильона в Каннах, Беларусь вошла в международную кинематографическую семью.
Уйти легко, вернуться трудно
По словам Олега Лукашевича, изначально предполагалось, что национальный павильон станет постоянной площадкой, на которой будут представлены отечественные кинематографисты, «ведь это возможность не только заявить о себе, но и найти партнеров для производства совместной продукции».
Эффект от работы первого белорусского павильона проявился уже в следующем году: в главный конкурс кинофестиваля была заявлена картина Сергея Лозницы «В тумане». По мнению Олега Лукашевича, набранный темп замедлился в последующие годы, когда полномочия по вопросам организации и финансирования павильона взял «Беларусьфильм».
«Нужно учитывать динамику, с которой меняются условия кинопроизводства в мире. Национальная студия, к большому сожалению, не успела на экспресс. Была задача перестроить стратегию «Беларусьфильма» с учетом запросов мирового кинематографа, ведь кино — это продукт, который необходимо не только производить, но и реализовывать», — рассуждает режиссер.
Олег Лукашевич не знает точного ответа на вопрос, почему в этом году Беларусь не откроет в Каннах свой павильон. По словам собеседника, дело, скорее всего, не в отсутствии финансов.
«В Украине, например, идут военные действия, но она не закрыла свой павильон. Его содержание, работа, реклама вместе со взносами и командировочными обходятся не более чем в 30 тыс. евро. Если киностудия не смогла найти такую сумму, значит, там что-то делается неправильно», — предположил Олег Лукашевич.
К сожалению, многие люди, по его словам, не понимают, что не киностудия, а страна не будет представлена на Каннском кинофоруме. Вернуться туда будет непросто.
«Если из команды выбывает игрок, его место сразу занимает другой. Вернуться можно, но точно по такой же схеме: если какая-либо страна откажется от участия», — резюмировал журналист.
Деньжат маловато
Журналисты попытались получить официальный комментарий о судьбе национального павильона на «Беларусьфильме», однако там только подтвердили, что в этом году наша страна в фестивале не участвует.
Отчасти ситуацию разъяснили в Министерстве культуры. Начальник отдела информации Илона Немова отметила «безусловную важность присутствия Беларуси в Каннах», но денег на это у ведомства нет. «Оплачивать работу павильона должен «Беларусьфильм» исходя из собственного бюджета, а не за счет средств Минкульта. Финансовая ситуация такова, что было принято решение отказаться от участия в Каннах в этом году», — подчеркнула Илона Немова.