Подъем крайне правых партий по всей Европе открывает для России новые возможности влияния на политику в странах бывшего социалистического блока.
Хотя некоторые из этих попыток являются более открытыми и, возможно, более успешными (например, в случае с Йоббик в Венгрии), другие являются более тонкими и неявными.
Сговор чешских политических партий с Россией
Чешская Республика, возможно, относится ко второму случаю, вероятно, из-за политической обстановки, заметно отличающейся от Венгрии. Популярность Йоббик в Венгрии огромна, в то время как в Чехии крайне правые страдают от многочисленных коррупционных скандалов, что в последнее время привело к падению правительства Нечаса и фрагментации правого крыла, что приводит к росту меньших, и, возможно, менее существенных партий с весьма сомнительными полномочиями («Рассвет - Национальная Коалиция» является ярким примером таких партий).
Вместо этого, первые страны, вступившие в сговор с Россией, находятся в левом крыле. Коммунистическая партия Чехии и Моравии (чеш. KSČM) не скрывает своего прошлого в качестве бескомпромиссной коммунистической партии. Эта партия, связанная после падения социалистического блока с российскими/пророссийскими убеждениями, которые приведены в противовес американскому присутствию в Европе, общим военным учениям и санкциям против России, утверждает, что нет «опасности из России». Тем не менее, неспособность этой партии добиться большой поддержки населения ограничивает влияние, которое может оказывать с ее помощью Россия
Чешская социал-демократическая партия, более умеренных левых убеждений, чем Коммунистическая партия Чехии и Моравии, вероятно, не является открыто пророссийской, хотя стоит отметить, что в целом она сохраняет нейтралитет в вопросах, касающихся Украины и России.
Движение «ANO» (инициатором и основателем является словак Бабиш, бывший член Коммунистической партии Чехословакии и в настоящее время министр финансов и владелец конгломерата Agrofert) в лучшем случае может быть описано, как популистская партия протеста против традиционного политического устройства. Тем не менее, стоит отметить, что сам Бабиш подозревается в сотрудничестве со Службой государственной безопасности Чехословакии (чеш. StB), из-за чего он является участником судебного процесса в Словакии. Кроме того, большое количество людей в его окружении подозреваются в пророссийских взглядах. Это подозрение еще больше усугубляется сохранением ANO сдержанной позиции по вопросам, относящимся к России, а также его сопротивлению европейским решениям в кризисной ситуации с беженцами, хотя это можно отнести скорее к популистскому оппортунистическому характеру партии, чем к укоренившемуся евроскептическому предубеждению.
Чешские президенты и Россия: хороший, плохой и злой?
Проевропейские и гуманитарные взгляды Вацлава Гавела хорошо известны и не требуют дальнейших разъяснений. Тем не менее, неоднократные действия и выступления его преемников, Вацлава Клауса и Милоша Земана, вполне можно считать пророссийскими.
Наиболее известные примеры, относящиеся к Вацлаву Клаусу, убежденному евроскептику, если не противнику политики ЕС, вращаются вокруг энергетической безопасности и российско-грузинского конфликта в 2008 году. В 1990-е годы, прежде чем стать президентом Чехии, Вацлав Клаус активно поддерживал чешско-русские нефтегазовые соглашения, выступая против альтернативного соглашения с Норвегией. К счастью для Чехии, Клаус в этом не преуспел, что помогло Чехии избежать крупного энергетического кризиса в 2000-ых годах, когда Россия прекратила поставки в Украину.
Во время русско-грузинской войны Вацлав Клаус был одним из немногих европейских государственных деятелей, открыто поддерживающих российское вторжение в Грузию.
В дополнение к вышеприведенным примерам Вацлав Клаус последовательно отдаёт предпочтение русским интересам над европейскими по широкому кругу вопросов, таких как оппозиция против интервенции в Косово и оппозиция против подписания Лиссабонского договора, несмотря на обязательства по чешскому законодательству.
Преемник Вацлава Клауса, нынешний президент Милош Земан, следует подобным принципам, хотя и не является ни евроскептиком, ни следователем правого крыла. Несмотря на эти различия, общим знаменателем между Клаусом и Земаном является их связь с ЛУКОЙЛом, самой большой российской компанией в Чехии. Во время пребывания Вацлава Клауса на посту президента, ЛУКОЙЛ обеспечил несколько контрактов, способствующих поддержке сильного влияния России в чешском энергетическом секторе. ЛУКОЙЛ аналогичным образом культивирует связи с президентом Милошем Земаном, бывшей правой рукой которого является Мирослав Слоуф - активный лоббист ЛУКОЙЛа в Чехии и одна из ключевых фигур Партии гражданских прав (чеш. “SPOZ”). В то время как сам Земан отрицает обвинения о том, что он получил российские деньги, сама партия признала принятие денег от лоббистов, связанных с Россией. Хотя никаких доказательств принятия российских денег на финансирование президентской компании Земана не было найдено, существовали многочисленные утверждения о получении финансирования после его избрания. Эти подозрения усилились, когда президент Земан встретился Владимиром Путиным в России в 2015 году (событие, разделившее чешских политиков).
Основополагающие системные причины
Перечислить все системные причины, позволяющих России оказывать влияние на ситуацию в Чехии, невозможно. Тем не менее, несколько ключевых аспектов могут быть определены как основные катализаторы развития российских интересов в Чехии.
Во-первых, это некоторые аспекты правовой системы, относящиеся к политическим партиям и государственным компаниям в Чешской Республике. Законы о прозрачном финансировании политических партий, декларировании активов после вступления в должность, независимом государственном управлении и отсутствии политического вмешательства в исследования пока еще не вступили в силу, что создает каналы влияния России на чешскую элиту.
Вторым ключевым аспектом, как уже было сказано, является влияние России в энергетическом секторе, а также влияние ČEZ (чеш. Skupina ČEZ České Energetické Závody), чешского энергетического конгломерата, на 70% принадлежащего государству. ČEZ ранее подозревался чешской Партией зеленых (маленькой, экологически ориентированной партией, которая не попала в парламент на последних выборах) в участии в «схемах лояльности». Эти схемы включают в себя суды, полицию, прокуратуру, региональные органы власти и политические партии». Независимо от правдивости этого утверждения, CEZ в прошлом был уличен в нечестных тендерах, связанных с завершением строительства атомной электростанции Темелин, в которых, по неизвестным причинам, было отдано предпочтение российской заявке, а не французской и американской.
Еще один инцидент, свидетельствующий о российском вмешательстве в дела Чехии - деятельность переукомплектованного в соответствии со стандартами посольства России в Чешской Республике (с численностью в 125 человек), которое в последние годы активизировало свои усилия с целью распространения русской пропаганды. Несмотря на то, что от посольств ожидается продвижение национальных интересов, посольство России в Чехии в прошлом активно размещало лживые истории на чешских пророссийских новостных порталах, связанные с конфликтом в Украине и с антизападной политикой в целом.
И, наконец, в недавних докладах Службы безопасности и информации Чехии (BIS) было сообщено о необычно высокой активности российских агентов в Чешской Республике, а также о «асимметричном равнодушии к проблеме угроз безопасности из России [...]» со стороны чешской правящие элиты.
Вывод
В целом, влияние России в Чехии, в отличие от Венгрии, не сосредоточено вокруг сильной политической партии, а распространяется среди множества участников и секторов. Несмотря на то, что Чешская Республика уже закрепилась в НАТО и ЕС и стремится к развитию отношений с этими организациями, а не с Россией, такое положение вещей не должно быть принято как должное, учитывая убывающую поддержку ЕС из-за его неспособности предоставить убедительный ответ на миграционный кризис, горячо обсуждаемый в странах Вышеградской четвёрки. Учитывая рассредоточенность направлений, через которые русское влияние может быть направлено, так же трудно точно определить области, в которых влияние России может быть ограничено. Как показывает данная работа, должна быть произведена структурная реформа в рамках государственного управления (в некоторых отношениях такие шаги уже предпринимаются, хотя очень медленно), а также необходимы действия для диверсификации зависимости чешской энергетической сферы, так как энергетический сектор является наиболее мощным каналом, через который Россия может оказывать влияние.
Возможно ли предпринять такие шаги еще предстоит выяснить. В настоящее время у президента Земана нет влиятельных соперников, а также, учитывая большую вероятность того, что новая партия ANO будет преемником нынешнего правительства, трудно точно предсказать обстановку и исход любого будущего правительства. Тем не менее, учитывая предстоящий референдум «Brexit» (сценарий, по которому Великобритания может выйти из ЕС) и чешские размышления о референдуме по вопросу «Czechxit» (выход Чехии из ЕС), Чехия кажется готовой для более сильного российского давления и влияния, что коррелирует с отчетами последних лет о более активных усилиях России для достижения таких результатов.
Кристиан Кворнинг Лассен, Europeum (Чехия), специально для charter97.org