Странным набором лозунгов «отметился» на днях министр экономики Владимир Зиновский.
«Важная задача – вовлечь в экономический оборот имеющиеся средства населения. С одной стороны, принят ряд административных решений по ограничению привлекательности потребительского импорта, декрет №7 по безотзывным депозитам, указ №40 о посылках. С другой стороны, нужны эффективные инструменты «связывания» денег людей», – высказался Владимир Зиновский.
О каком «связывании денег» населения говорит министр? «Беларуская праўда» обратилась за разъяснениями к старшему аналитику «Альпари» Вадиму Иосубу:
- Несколько заявлений министра экономики требуют дополнительной расшифровки, лично я не могу похвастаться, что расшифровал заявления министра.
Термин «связывание денег» употребляется в ситуации, когда у населения на руках есть излишки денег, вызванные эмиссией, необоснованным, или административным, ростом зарплат. И во избежание роста инфляции, роста девальвации (когда лишние деньги просто пускают на покупку валюты) правительство прибегает к «связыванию денег»; есть устойчивое выражение «связывание лишних денег».
Сейчас в стране ситуация несколько иная. Благодаря тому, что пустые деньги не печатаются, эмиссия жестко контролируется Национальным банком, нет искусственного разгона зарплат, – никаких лишних денег в экономике нет; наоборот, население существует в режиме проедания ранее накопленных сбережений. Поэтому разговоры о «связывании лишних денег» сейчас не актуальны вообще.
Из контекста также непонятно, что подразумевается под фразой «вовлечение средств населения в экономически оборот». Речь может идти (это мое предположение) о сбережениях граждан, которые хранятся «под подушкой» в виде наличных и не привлечены в банковскую систему. Деньги, которые лежат в банках, вовлечены в экономический оборот: при наличии спроса со стороны предприятий эти деньги могут быть выданы в виде кредитов. Низкий спрос на кредитный ресурс – отдельная тема, никак не связанная с вовлечением денег в экономику.
Вопросы вызывает и перечисление «через запятую» таких мер, как ограничение привлекательности потребительского импорта, декрет №7 по безотзывным депозитам, указ №40 о посылках.
Можно спорить о целесообразности мер по привлекательности потребительского импорта и указа №40, но идея понятна – снизить спрос на импорт, оставить деньги внутри экономики, стимулировать покупку национальных товаров. При этом декрет №7 по депозитам дал противоположный результат ожидаемому: одним из его последствий стало снижение привлекательности депозитов. Именно указанный декрет является одной из причин оттока денег населения из банковской системы. Поэтому сложно понять логику разнонаправленных мер, которые, если исходить из слов министра, якобы преследуют одну цель.
Какой-то странный набор тезисов, который мне лично не очень понятен.
- А не является ли это банальным воплощением в жизнь лозунга «Купляйце беларускае»? Мол, нечего вывозить деньги в Литву, Польшу – покупайте что есть в Беларуси.
- Во-первых, такие действия сложно назвать связыванием денег людей. А во-вторых, правительство уже приняло драконовские протекционисткие меры, сложно сказать, что еще можно ужесточать на данном направлении.