Чем больше государство вмешивается в экономику, тем хуже живется населению.
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси обнародовал исследование, которое прямо свидетельствует о том, что население за последние три года стало чувствовать себя беднее. Эксперты, которые давно специализируются на изучении темы бедности в Беларуси, отмечают, что масштабы негативного явления могут расти и дальше в случае сохранения негативных тенденций в экономике.
Новый рубеж белорусской бедности
В первом квартале нынешнего года белорусские социологи поинтересовались у граждан, как последние оценивают свое материальное положение. Данные опроса научные работники сопоставили с результатами аналогичного социологического исследования, проведенного в 2013 году, и вот что увидели.
Если в 2013 году доля тех респондентов, которые могли позволить себе дорогие вещи и не испытывали финансовых трудностей с приобретением товаров длительного пользования, составляла 18,5%, то в 2016-м снизилась до 10,7%.
В то же время доля тех, у кого хватает денег только на питание, увеличилась за последние три года с 24,7% до 29,6%, а доля респондентов, указывающих на нехватку средств даже на питание, выросла с 4,8% в 2013-м до 8,2% в 2016-м.
В общем, белорусы за последнее три года стали заметно беднее, и сами об этом говорят.
Стоит отметить, что скоро будет опубликовано еще одно обстоятельное исследование, которое посвящено теме бедности, а точнее — влиянию изменений социально-экономической политики на уязвимые слои населения.
По мнению экономистов Исследовательского центра ИПМ, которые подготовили исследование, наиболее уязвимыми к риску бедности группами населения в Беларуси являются дети и те взрослые, которые в силу каких-либо причин имеют худшие перспективы на рынке труда.
«В уязвимом положении находятся те группы населения, которые занимаются низкоквалифицированным трудом, поскольку вероятность попасть под сокращение у них выше. В сложном положении оказались пенсионеры, доходы которых лишь ненамного превышают прожиточный минимум. Наиболее уязвимы к риску бедности также многодетные семьи, поскольку потеря кормильцем работы ставит под угрозу благосостояние всего домашнего хозяйства», — отмечает эксперт Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
Обеспечивать в Беларуси низкие показатели бедности, добавляет он, многие годы удавалось за счет низкого расслоения в обществе, которое достигалось путем государственного регулирования рынка труда и постоянной поддержки сектора госпредприятий.
«Государство стремилось обеспечивать максимальную занятость населения и сохранять при этом на относительно низком уровне коэффициенты, характеризующие неравенство в обществе. Благодаря этим факторам показатели (абсолютной и относительной) бедности оставались в Беларуси невысокими», — констатирует Глеб Шиманович.
По оценкам Исследовательского центра ИПМ, в 2014 году, до начала спада в белорусской экономике, абсолютно бедными (то есть не имеющими средств даже для удовлетворения базовых потребностей) являлись около 5% граждан.
По оценкам экспертов, рецессия, которая началась в белорусской экономике в 2015 году, резко ограничила возможности государства поддерживать предприятия и доходы населения. Соответственно, действие факторов, ограничивающих бедность, прекратилось, и стал расти риск ухудшения положения социально уязвимых групп и увеличения абсолютной бедности.
За два года экономического кризиса (то есть за 2015-2016 гг.) доля населения, проживающего за чертой абсолютной бедности, может увеличиться на 2,2 процентного пункта, то есть примерно до 7,2%, прогнозируют экономисты Исследовательского центра ИПМ.
Впрочем, возможно, мы уже достигли этой величины, если результаты упомянутого выше нового опроса Института социологии (более 8% респондентов которого заявили о нехватке средств на приобретение продуктов питания) точно отражают ситуацию в обществе.
Кризис продолжается, бедность будет расти?
На этой неделе белорусское правительство обнародовало оперативные данные, которые свидетельствуют о том, что экономика в январе-апреле сократилась на 3%.
Неблагоприятные тенденции в экономической сфере побудили правительство пересмотреть бюджет на нынешний год в сторону сокращения расходов более чем на 15 трлн рублей. Причем уменьшаются и расходы на господдержку предприятий.
«Изменения, которые происходят в экономике, оказывают наиболее негативное влияние на наименее обеспеченные слои населения. Риск, что показатели бедности в этих условиях могут продолжать расти, вполне очевиден», — считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
В то же время инструменты социальной защиты, которые призваны оказывать поддержку уязвимым слоям населения, в должной мере сегодня не работают, констатирует эксперт.
В качестве примера экономист приводит ситуацию с определением государством бюджета прожиточного минимума (равен 1,64 млн рублей). По белорусскому законодательству, право на получение социального пособия имеют попавшие в трудную жизненную ситуацию граждане, доход членов семей которых не превышает полуторакратного размера бюджета прожиточного минимума.
«С 2014 года величина бюджета прожиточного минимума не учитывает изменения стоимости коммунальных услуг, что в условиях их опережающего роста занижает критерий нуждаемости и оставляет часть уязвимых категорий граждан без социальной поддержки», — подчеркивает Александр Чубрик.
По мнению экономиста, от создания эффективной системы социальной защиты уязвимых слоев населения будут напрямую зависеть масштабы бедности в стране.
Наряду с шагами в этом направлении, считают эксперты, должны быть созданы условия, позволяющие населению повышать уровень своего благосостояния.
«Сейчас население и предприятия проходят мучительное осознание того, что государство больше не будет «кормить» их так, как делало это раньше. Ключевая задача государства в этих условиях — поддержать общество на пути самостоятельного зарабатывания денег», — говорит Чубрик.
Для этого, добавляет он, нужно устранить причину, «которая вогнала нас в рецессию и стагнацию».
«Неэффективное распределение ресурсов привело к тому, что поддержку со стороны государства получали в ряде случаев убыточные, нежизнеспособные предприятия. Сейчас необходимо делать ставку на поддержку эффективных бизнес-проектов, а неэффективные предприятия реформировать. Пока все общество будет оплачивать их деятельность, сложно создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности»,— резюмировал Чубрик.