В условиях, когда полные данные о безработице скрываются, власти делают вид, что необходимости в реформах нет.
По темпам роста безработицы Беларусь вышла в лидеры в СНГ. За последний год количество официально зарегистрированных безработных в стране выросло на 37,1%. А вот по размеру пособия, которое выплачивается безработным, Беларусь остается в аутсайдерах, пишет сайт naviny.by.
Рост безработицы на фоне карикатуры
По данным Статкомитета СНГ на 1 апреля, в Беларуси за последние 12 месяцев темп роста количества безработных оказался самым высоким в сравнении с другими государствами постсоветского пространства.
Так, если в Беларуси количество безработных увеличилось на 37,1%, то в Казахстане — на 23%, в Молдове — на 22,8%, в Армении — на 11,5%, в Азербайджане — на 11%, в России — на 6%. В Таджикистане (по состоянию на 1 марта) количество безработных снизилось на 0,6%, в Кыргызстане — на 2,1%, в Украине — на 7,7%.
Весьма показательно и сопоставление Беларуси с другими странами постсоветского пространства по размеру пособия, которое выплачивается безработным. Если в Азербайджане безработные получают пособие в размере 162 долларов в месяц, в Молдове — 69 долларов, в Украине — 59 долларов, то в Беларуси — всего лишь 13 долларов.
К слову, бюджет прожиточного минимума, учитывающий минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья, установлен в Беларуси на отметке 1,64 млн рублей (в эквиваленте — около 80 долларов). Таким образом, пособие по безработице сегодня — всего лишь примерно 15% бюджета прожиточного минимума.
Хотя во многих странах пособие по безработице привязано к размеру заработной платы и является одной из важнейших мер поддержки безработных.
«Это тот институт социальной защиты, который должен помогать безработным пережить сложный период. Размер нынешнего пособия, которое составляет около 260 тысяч рублей — карикатура на тот институт, который должен защищать людей в случае потери работы», — считает старший исследователь Центра социально-экономических исследований (CASE Беларусь) Владимир Валетко.
Рост безработицы в стране обусловлен неблагоприятной ситуацией в экономике. При этом эксперт отмечает, что, поскольку пособие по безработице чисто номинальное, большой мотивации регистрироваться в качестве безработных у людей, потерявших работу, нет.
В этой связи белорусские экономисты считают, что реальные масштабы безработицы отражает не официальная статистика (на 1 мая — 1,2% к численности экономически активного населения), а данные выборочного обследования домашних хозяйств, которые позволяют оценить масштабы скрытой безработицы. Такие обследования домашних хозяйств в Беларуси проводятся Национальным статистическим комитетом с 2012 года, однако их результаты засекречены.
«Разумеется, данные о безработице, собираемые на основании выборочных обследований домашних хозяйств, более точно отражают ситуацию с безработицей в стране. Единственная цифра из этих обследований, которая стала публичной в 2012 году благодаря Нацбанку, свидетельствовала о том, что размер безработицы у нас уже тогда был 5,3%», — вспоминает Владимир Валетко.
Согласно оценке Международной организации труда, в 2014 году безработица в Беларуси составляла 5,9%. Сегодня, считают эксперты, уровень безработицы еще более увеличился. Косвенные данные позволяют наблюдать эту тенденцию.
Так, согласно последним официальным данным, в марте было уволено 56 тысяч работников, а трудоустроено — только 40,2 тысячи человек.
«Таким образом, численность уволенных была заполнена в марте вновь принятыми работниками только на 71%. В январе этот показатель составлял 83%, в феврале — 84%. Из этой динамики видно, что ситуация с занятостью в первом квартале усугублялась», — отмечает Владимир Валетко.
Мировой опыт, который Беларусь не использует
Эксперты белорусских исследовательских организаций констатируют, что население испытывает серьезные сложности с трудоустройством. При этом наблюдатели предполагают, что ситуация на рынке труда будет оставаться напряженной, поскольку государство сегодня сокращает объемы господдержки предприятий, что с высокой вероятностью приведет к снижению занятости в реальном секторе.
В этой связи, считают белорусские экономисты, необходимо создать реальные механизмы социальной защиты населения, поскольку нынешний размер пособия является крайне слабым утешением для безработных.
«Если говорить о долгосрочной перспективе, можно вести речь о внедрении системы страхования по безработице. Такая система, которая была успешно применена в Чили, предполагает, что не только государство и работодатель, но и работник участвуют в формировании так называемой подушки безопасности на случай утраты места работы», — рассказывает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.
Упомянутый механизм предусматривает, что в случае потери работы первые пять месяцев безработный получает пособие из государственного источника, а затем — из собственных накопленных средств. Как показала чилийская практика, данный механизм страхования повышает уровень заинтересованности в ускоренном трудоустройстве.
«Однако данный механизм можно внедрять лишь в условиях длительной макроэкономической стабильности, поэтому в Беларуси его можно рассматривать лишь как потенциально возможный», — уточняет Мария Акулова.
В краткосрочной перспективе, считает экономист, следует повысить размер пособия по безработице для оказания поддержки людям, оставшимся без работы, и одновременно с этим создать благоприятные условия для стимулирования самозанятости населения.
«Вместо субсидирования неэффективных госпредприятий высвобожденные средства можно направить на стимулирование самозанятости населения. Этот опыт является достаточно популярным и был успешно применен в Германия. Он предполагает выплату определенной субсидии на создание и развитие бизнеса, а также предоставление налоговых каникул на фиксируемый период», — пояснила Мария Акулова.
Пока же белорусское правительство прорывных решений в этом направлении не приняло. Нет даже конкретных планов по повышению пособия по безработице. В условиях, когда полные данные о безработице скрываются, государству можно делать вид, что необходимость в переменах отсутствует.