Поскольку Европа не горит желанием иметь дело с Лукашенко, ему приходится проезжать в Евросоюз через «черный ход».
20-21 мая Лукашенко совершил визит в Италию и Ватикан. Закончилась поездка тем, что белорусский руководитель пригласил с визитом в Беларусь и президента Италии Серджио Маттарелло, и Папу Римского Франциска. Вот и весь результат двухдневной поездки Лукашенко на Апеннины.
Какой смысл вкладывает официальный Минск в итальяно-ватиканскую поездку? Ради чего белорусские власти разыгрывают европейскую карту? И как долго продлится очередной «медовый месяц» между Минском и Брюсселем?
На вопросы «ЕвроБеларуси» ответил политолог Валерий Карбалевич.
- Почему свой первый официальный визит в Евросоюз после отмены санкций Лукашенко совершил в Италию и Ватикан?
- Есть несколько версий поездки Лукашенко в Италию и Ватикан.
Во-первых, существуют проблемы с приглашением: в Европе нет стран, которые хотят видеть Лукашенко и приглашают его с визитом. Поэтому приходится проезжать в Евросоюз через «черный ход» - через Ватикан.
Поездка в Италию вообще странная: неизвестно, по чьему приглашению Лукашенко поехал в Рим, непонятен статус визита. Белорусского руководителя не принял премьер-министр Италии – первое лицо страны. Все это говорит о том, что визит в Италию состоялся заодно с поездкой в Ватикан.
Второй нюанс – итальянские политики всегда более лояльно относились к Лукашенко, чем другие европейские политики; здесь уместно вспомнить и визит в Минск уже бывшего премьер-министра Италии Берлускони. Кроме того, Италия лояльнее других стран Евросоюза относится и к России, поэтому визит не вызовет особого раздражения в Москве, нежели визит в Брюссель или Берлин.
- Встречи и с президентом Италии Серджио Маттареллой, и с Папой Римским Франциском были достаточно символичны (о конкретных решениях, по крайней мере, не сообщается). Почему?
- Встречи носили символический, церемониальный, ритуальный характер. Президент в Италии – фигура церемониальная, символическая, фактически он не имеет никакого влияния на экономику, а разговаривать с ним о бизнесе вообще бесполезно – на встрече с итальянским президентом в принципе не могли быть приняты никакие решения. Президент Италии продемонстрировал дружественное отношение к Беларуси, и все.
Это чисто пиаровский визит с целью создать картинку для белорусского телезрителя: изоляция прорвана. Как-никак Лукашенко не бывал в странах Евросоюза с 2009 года – целых семь лет.
- Лукашенко пригласил Папу Римского с визитом в Беларусь. Реален ли такой визит в Беларусь, которая находится под патронатом РПЦ?
- Лукашенко пригласил Папу Римского посетить с визитом Беларусь, но ответной реакции не последовало. Святой престол никак не реагирует на предложение Лукашенко, следовательно, вероятность такого визита невелика. Хотя такая возможность все-таки возросла по сравнению с ситуацией, которая была год назад, из-за встречи Папы Римского с Патриархом Кириллом на Кубе. Вполне возможно, что определенные сдвиги в нормализации отношений между двумя церквями начались, и на этом фоне вероятность визита немножко увеличилась. Хотя молчание Ватикана красноречиво.
- Вообще официальный Минск активно разыгрывает «европейскую карту». Какую цель преследуют белорусские власти в разморозке отношений с Евросоюзом?
- Белорусские власти решают несколько задач.
Первая – Беларусь хочет иметь точку опоры в качестве противовеса российскому влиянию, расширить поле для маневра, а не замыкаться на России, отношения с которой развиваются достаточно сложно.
Вторая задача – оказать определенное давление на Россию: мол, не будете давать деньги, сколько просим, - уйдем в Европу. Это старая тактика официального Минска, которая, наверное, все-таки работает, раз применяется.
Третья задача – чисто прагматическая, материальная: инвестиции, кредиты, сотрудничество с международными финансовыми организациями. Совершенно очевидно, что без нормализации политических отношений шансы на получение кредитов от МВФ нереальны – не случайно и предыдущий кредит Беларусь получила вовремя разморозки белорусско-европейских отношений 2008-2010 годов. А сейчас идут переговоры и с другими европейскими финансовыми структурами: Европейским инвестиционным банком, Всемирным банком. Кроме того, возможность разместить белорусские евробонды на европейских рынках гораздо проще при нормальных политических отношениях.
И, наконец, чисто психологический момент: Лукашенко очень хочет ездить по европейским столицам, это очевидно. У него существует комплекс, что его не пускают в Европу, поэтому даже с этой точки зрения для него очень важен визит в Италию и Ватикан.
- Белорусско-европейские отношения времен Лукашенко всегда зависели от политической конъюнктуры. Насколько устойчив и долгосрочен нынешний тренд на потепление?
- Сложно делать прогнозы. Если в Беларуси вдруг снова начнут закручивать гайки, появятся политзаключенные, реакция Европы будет достаточно негативной. И европейский тренд или замедлится, или прервется, или повернется вспять. А наличие политзаключенных зависит от угрозы, которую власть видит в своих оппонентах. Если в Беларуси начнутся серьезные социальные, трудовые, политические конфликты, то власти будут реагировать жестко, что неизбежно вызовет проблемы во взаимоотношениях с Европой.