По итогам первого квартала 2016 года импорт сыров в Россию составил 49,3 тыс. тонн — это на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост поставок зафиксирован впервые после введения в августе 2014 года продовольственного эмбарго, следует из майского отчета Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") и MilkNews. Увеличение импорта отмечено прежде всего из Беларуси — на 41%, до 41,8 тыс. тонн, Сербии — на 87%, до 2,1 тыс. тонн, и Армении — в два раза, до 1,2 тыс. тонн. Из этих стран поставляются традиционные сыры среднего ценового сегмента, поясняют в "Союзмолоке". Растущий импорт эксперты связывают со снижением мировых цен на сыры и стабилизацией рубля, пишет «Коммерсант».
Сохраняющаяся высокая доля в импорте белорусских сыров обусловлена прежде всего географией и экспортной ориентированностью молочного бизнеса, говорит исполнительный директор "Союзмолока" Артем Белов. Кроме того, по его словам, белорусские производители поставляют свою продукцию по отпускным ценам значительно ниже средних российских уровней: 250-255 росс. рублей против 280-302 росс. рублей за 1 килограмм. Небольшую долю Сербии и Армении составляют в основном молодые сыры, отмечает эксперт.
Импортные сыры продаются в России и под собственными торговыми марками (СТМ) крупных федеральных сетей. "Тендеры проводятся один раз в месяц: выигрывают либо российские, либо белорусские заводы",— сообщили в пресс-службе X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"). В магазинах ГК "Дикси", по словам ее директора по внешним связям Екатерины Куманиной, наибольшую долю импортных сыров занимает продукция из Беларуси и Сербии — последняя производит для группы сыр на продажу под СТМ "Д". В январе--марте в "Дикси" увеличили число импортных и российских сыров на 25%.
На фоне роста импортных сыров резко сократились темпы роста производства сыров российских, следует из отчета "Союзмолока". В первом квартале 2016 года их выпуск вырос только на 1,2%, до 103,7 тыс. тонн, тогда как год назад темпы прироста достигали 36%. "После введения продуктового эмбарго был самый пик производства",— поясняет один из участников рынка. В течение 2015 года именно сыры были основным драйвером молочного рынка — их производство выросло на 18,5% до 448,4 тыс. тонн. Замедление темпов выпуска сыров Артем Белов связывает со снижением спроса из-за падения реальных доходов населения, дефицитом сырого молока, пригодного для сыроделия, высоким уровнем конкуренции с производителями из Беларуси и снижением рентабельности производства. Сейчас большинство потребителей не готово тратить больше 200-250 росс. рублей за 1 кг сыра, отмечает один из российских сыроделов. При этом, по его словам, 200 росс. рублей— это граница, ниже которой продавать сыр будет убыточно для добросовестного производителя.
Как подсчитали в "Союзмолоке", в 2015 году потребление сыров в России сократилось на 1,9%, но уже в первом квартале 2016 года был зафиксирован рост спроса сразу на 12,2%. По оценке Минсельхоза, в 2015 году доля собственной продукции на российском молочном рынке достигала 81,3%, тогда как, согласно доктрине продовольственной безопасности, ее минимальное значение должно быть 90% к 2020 году.