Почему опасно сокращать помощь белорусским независимым СМИ.
Разговор с координатором кампании «Европейская Беларусь» Дмитрием Бондаренко на «Белсате».
- Недавно норвежская журналистка Эрика Фатланд сделала репортаж о своей поездке в Беларусь. Написала, что была несколько дней в Беларуси и не видела людей, которые бы поддерживали Лукашенко. Была в Казахстане, в России, там много поклонников своих диктаторов - Назарбаева, Путина. А в Беларуси вот так. Это хорошая новость. А что рейтинг Лукашенко очень снизился, как пишут некоторые, что если его сейчас вспоминают, то часто еще рядом добавляют сильное слово. Но одновременно в Беларуси очень популярен Путин. Знаю даже, что в среде технической интеллигенции это так есть. Знаем также, что согласно социологическим данным более 50% белорусов поддерживали аннексию Крыма Россией и фактически агрессию России на Донбассе. Это говорит о том, что нет информационного противодействия российской пропаганде в Беларуси.
И работа тех СМИ, которые сегодня работают в Беларуси и работают на Беларусь из-за границы, находится под угрозой. Потому что сокращается помощь. А если этого не будет, то будет не 50% белорусов поддерживать различные российские агрессивные проекты, а может 70%. И тогда разницы между Беларусью и, например, Калининградской областью, не будет.
- Если идет сокращение поддержки белорусских проектов Западом, в том числе медийных, почему оно происходит? Или белорусы себя каким-то образом дискредитировали? Здесь упоминается, пусть и не медийный проект, но ЕГУ, компания «Говори правду» и т.д.
- Есть такое понятие «информационная безопасность», и есть такое понятие «гибридная война», где информационная составляющая этой войны очень сильна. Моя версия, что Россия задействует различные свои рычаги, чтобы влиять на западных политиков, чтобы сократить помощь независимым СМИ Беларуси в том числе. Я знаю, что белорусские власти также действуют в этом направлении. «Говори правду» я бы вынес отдельно, так как, на мой взгляд, это абсолютно гэбэшный проект, и Некляев об этом говорил. Это как раз был один из вариантов, когда создаются псевдапраекты, а потом говорят: «О! Смотрите, они же такие нечистоплотные!» Это было очевидно сразу, что это был проект властей. Возможно, они также имели и западные деньги. Это такие технологии белорусских спецслужб и российских.
- Есть кремлевский медиапроект «Спутник», который занимается «покупкой» достаточно известных людей, авторов. Насколько такое явление угрожающее?
- Лукашенко является частью «союзного государства», россияне поняли, что он проигрывает информационную войну своим независимым медиа, и поэтому его надо поддержать вот такими проектами как «Спутник».
Знаю, руководителя этого проекта Андрея Качуро, он работал на «РТР». Это интересный человек, профессионал, но он бывший офицер КГБ.
- Вместе с этим на «Спутнике» работают действительно интересные люди, в том числе и такие, которые отметились в независимом белорусском движении. Может ли быть ситуация, что эти люди, работая на «Спутник», заработают для него определенный кредит доверия, определенную аудиторию, а в нужный для Кремля «час пик» просто будут заменены кремлевскими троллями, и таким образом российская пропаганда многократно усилится?
- «Lifenews», «Спутник», «Russia Today» - фактически проекты Минобороны России. И надо так к ним относиться.
- Запад не имеет розовых очков относительно агрессивности России. Почему тогда Запад в информационном поле по сути сдает, хотя бы частично, Беларусь? И зачем?
- Вот это абсолютно нелогичная вещь. Ведь была надежда, что поняв, что такое гибридная война и ее информационная составляющая, увеличится финансирование независимых СМИ и в Беларуси, создадутся новые российские демократические СМИ. В том числе медиа, которые будут работать на Крым, на Донбасс. Но мы получили другое: пошли слухи, что надо закрыть «Белсат», потому что он по-белорусски, а большинство белорусов в жизни пользуются русским языком. Что нужно прекратить поддержку «Хартии», другие проекты, в том числе образовательные. И вот это удивительная вещь.
Чтобы противостоять российской путинской пропаганде - надо закрыть белорусские независимые СМИ. Или сократить им поддержку. Поэтому я возвращаюсь к своей первой мысли: это работают российские спецслужбы. Работают очень удачно. И потом когда-нибудь мы узнаем, кто был объектом давления или подкупа среди западных политиков, среди западных экспертов.
- То, что Кремль преобладает на информационном поле Беларуси, признают даже власти нашей страны. Они как-то робко говорят, что тоже будут что-то делать. Не поздно ли они проснулись и проснулись ли?
- Это единственная команда. Может Лукашенко хотел бы что-то изменить, но россияне действуют системно, вкладывают огромные ресурсы, скупают лучших журналистов. А то, что Лукашенко потерял популярность в Беларуси, здесь ряд факторов. И работа независимых СМИ, и его работа по систематическом обмане белорусского народа, и безусловно это бестолковое отношение к российской пропаганде.
Но мы - европейцы, белорусские патриоты - должны этому противостоять, отстаивать свои интересы, объяснять нашим западным партнерам, нашим коллегам журналистам об опасности такой ситуации. Потому что западным бюрократам, конечно, плевать на безопасность белорусов, но если Беларусь станет областью России, это опасность для всех. И для Польши, и для NATO.
Опасность будет на другом уровне.