Жители деревни Мехеды выстроились в живую цепь перед машинами, на которых власти хотели увезти валун в Логойск.
Много лет на въезде в деревню Мехеды Логойского района лежит валун. Местные его почитают, хотя признают: камень обычный, даже легенды у него нет. Точнее не было до прошлой субботы. В этот день в деревню приехали МАЗы и хотели валун увезти. Жителям объяснили: забирают в Логойск, чтобы позже поставить на него постамент святой покровительницы города. Но женщины, их дети и внуки машины с грузом не пропустили: выстроились среди дороги в живую цепь. А сейчас день и ночь присматривают за камнем: переживают, что его снова попытаются забрать.
Земля в Мехедах холмистая, камень находится на горке и хорошо виден из разных концов деревни. Деревня сама небольшая — 32 двора, около 20 хозяев да пару дачников. «Ни клуба, ни магазина, — описывают жители родные края. — Только камень этот, где на все праздники собираемся». Сегодня не праздник, но люди пришли к валуну. Тут все, у кого хватает сил дойти дальше калитки. А Деда Костю — здешнего старожилу даже специально на машине привезли.
— Да что там дед?! Мне дочка из Бреста звонит: «Папа, в соцсетях пишут: наш камень забрать хотят. Не отдавай! На выходные приеду на подмогу», — рассказал tut.by Виктор Стешкович. — Конечно, не отдам. Он же тут лет 40 лежит.
— А откуда взялся?
— Идем, тут недалеко, покажу.
Отходим метров на 200, ко дворам. Упираемся в забор, за ним небольшой двор.
— Теперь здесь новые хозяева, а когда-то жил дед Иван. Собрался он сарай строить, стал территорию расчищать и наткнулся на камень в земле, — вспоминает детство провожатый. — Взялся откапывать, а валуну этому конца и края не видно. Мужики смеются: «Так ты на нем строй, пол заливать не придется». Дед отмахнулся, собрал местных пацанят… В общем, дня три мы этот камень откапывали. Вырыли, а как его достать? Вызвали из города «Кировец». А потом три трактора находку нашу в начало деревни прикатили. Так он тут и остался.
И сейчас лежит, большой, красивый. Дети на нем загорают, влюбленные возле него свидания назначают, а женщины еще пару лет назад, на Купалье вокруг него рассаживались да венки плели. Теперь же в 20-х числах августа в Мехеды съезжаются дети и внуки здешних стариков, чтобы на этом самом месте отпраздновать День деревни.
«Спрашиваем, у вас есть документы или разрешения на вывоз камня? А они в милицию звонят»
В общем, жизнь идет, валун лежит — и тут такое событие. Оказалось, на въезде в Логойск решили поставить статую Божьей Матери Логойской. Как позже рассказали журналистам в Логойском райисполкоме, долго определялись с местом. И, наконец, выбрали: «До 3 июля скульптура будет водружена». Водрузить ее планировали на валун из Мехед. По словам представителей местной власти, они два месяца ездили по району в поисках подходящего камня. И вот нашли! «Параметры, текстура — все подошло». Но никто даже не предполагал, что жителям деревни эта идея не понравится.
— В субботу часов в 11 звонит сын: «Мама, наш камень забирают», — берет слово Людмила Змитрович. Живет она в Минске, на время отпуска приехала к маме в деревню. — Я быстро сюда. А тут кран, МАЗы… И камень в кузове лежит.
Местные собрались мгновенно. Раз — и человек пятьдесят: дети и внуки на выходные приехали. На этот счет даже шутка появилась: кто мог идти — бежал, остальные «телепали».
— Диалог с незваными гостями не сложился — скандал, крики, — подключается к разговору Сергей Добрицкий. — Спрашиваем, у вас есть документы или разрешения на вывоз камня? А они в милицию звонить.
— Приехал зампред райисполкома, долго с нами дебатировал, — продолжает Людмила Змитрович. — Говорил, камень заберут для памятника. Мы — не против памятника, но с другим камнем! Свой нам дорог как реликвия. Когда пытались его увезти, мы стали поперек дороги. Пришлось им разгружаться. Вот вы мне скажите, в районе что каменей мало?!
— Как это мало?! — поддерживает ее старожил Константин Морозин. — В старину от нас их в Гродненскую и Брестскую область везли, чтобы дороги строить.
«День и ночь на камень поглядываем, как бы чего не случилось»
Большинство собравшихся сегодня у камня — женщины. Бороться за него готова каждая — причем громко и решительно.
Продолжает Дарья Николаенко, которая приехала в Мехеды из Минска проведать бабушку:
— Вчера даже позвонила в райисполком: можем ли мы этот камень выкупить. Оказалось, не можем.
— Мы у зампреда тогда спрашивали: «А кому этот камень принадлежит?!» Он: «Республике Беларусь», — чуть сдерживает эмоции староста деревни Алина Васько. — «Но мы и есть Республика Беларусь!» — отвечаем. Не подействовало: сказали, за валуном приедут, только документы соберут. И вот теперь мы день и ночь на камень поглядываем, как бы чего не случилось.
Пока жители стегерут камень, Людмила Тупик, председатель Швабского сельского совета, пытается разрешить конфликт максимально мирно. В понедельник она даже поехала искать другой камень. И нашла! Но он, к сожалению, не подошел по текстуре.
— А еще в соседней Рудне валун лежит, — то ли в шутку, то ли в серьез говорит Александр Ханкевич. — Может, он годен?
«Ну надо им, пусть лежит»
Жители уверены, альтернативу их валуну можно найти. Утверждают, Логойщина — край камней.
Это подтверждают и Логойском историко-краеведческом музее им. Константина и Евстафия Тышкевичей. Но делают оговорку, многие ли из них подходят под параметры валунов, не знают.
— Территорию района когда-то затронул ледник, — объясняют в музее наличие каменей. — Кроме того, возле деревень Кузевичи и Логоза миллионы лет назад упал метеорит. Один из наших валунов даже занесен в список историко-культурных ценностей.
Но не тот, что лежит в деревне Мехеды.
— Этот камень нигде не зарегистрирован и техпаспорта на него нет, — говорят в Логойском райисполкоме. — Просто люди решили, что для них это символ. Но почему они раньше об этом не сообщили, пока проблемы не начались?! Честно, я их совсем не понимаю. Камень бы освятил батюшка, столько людей бы им любовались!
— И все же, вы думали, как разрешить конфликт?
— На данный момент никто этот валун забирать не собирается, — резюмирует представитель власти. — Ну надо им, пусть лежит.
Для жителей Мехед, их детей и внуков это «пусть лежит» — маленькая победа. Все-таки — они верят — им удалось объяснить, что для них это не просто камень. Это память, а она важнее славы.