Падение уровня жизни вызовет не только социальный взрыв, но и снижение лояльности силовиков.
Сегодня в Минске с полным правом могут праздновать внешнеполитическую победу — наконец-то прорвана международная изоляция белорусского руководства. И впервые за многие годы Александр Лукашенко посетил Западную Европу. Визит Лукашенко в Италию, где в конце мая он встретился с Папой Римским Франциском I и итальянским президентом Серджио Маттареллой, стал первым c осени прошлого года, когда Евросоюз приостановил многолетние санкции в отношении 171 белоруса и трех компаний, пишет Владимир Кравченко в газете «Зеркало недели».
Это решение в ЕС приняли после того, как Минском были освобождены политические заключенные. Смягчили санкции и Соединенные Штаты. "Беларусь входит сейчас в новый период отношений с Западом", — отмечают в Вашингтоне, где уже готовы обсудить с Минском взаимное возвращение послов и военных атташе.
В белорусской столице успело побывать множество представителей Европейского Союза и Соединенных Штатов. Очевидно, что вслед за поездкой Лукашенко в Италию последуют и другие визиты в страны Евросоюза. С начала "оттепели" Минск и Брюссель начали переговоры о либерализации визового режима, вернулись к диалогу о правах человека. Беларусь возобновила участие в Восточном партнерстве, а руководство страны заговорило о вступлении в ВТО.
Прошлой осенью белорусская оппозиция негативно оценила решение Европейского Союза о приостановке санкций. Многие полагают, что Евросоюз в отношениях с Беларусью выбрал прагматизм. Но, по мнению белорусского политолога Романа Яковлевского, в политике Запада преобладает цинизм.
Трудно не согласиться с этой оценкой. Ведь решение разморозить отношения с авторитарной Беларусью означало не просто успех белорусской дипломатии, лавирующей между Западом и Россией, а усиление режима Лукашенко и ослабление демократической оппозиции.
Западные эксперты часто говорят, что независимость Беларуси нужно укреплять, иначе она будет поглощена Россией. На самом деле Запад не знает, что делать с авторитарной Беларусью: у Брюсселя нет стратегии ни в отношении режима Лукашенко, ни демократической оппозиции. На этом фоне "политика многовекторности" Минска выглядит успешной. Но за лавированиями Минска между РФ и ЕС, когда Лукашенко пугает Москву движением на Запад, а с Брюсселем заигрывает либерализацией своего режима, кроется тяжелая экономическая ситуация в Беларуси и всевозрастающее влияние Кремля на эту страну.
Беларусь экономически сильно привязана к России. И проблемы в экономике российской непосредственно влияют на белорусскую. Как отмечает экономист Леонид Злотников, в последние два года снизились энергетические субсидии и российские кредиты для Беларуси. Нынче в Беларуси идет экономический спад, обесценивается белорусский рубль, увеличивается массовая неплатежеспособность предприятий, нарастает просроченная задолженность, уменьшаются доходы населения, растет безработица.
Международные организации серьезно ухудшили прогноз экономического спада в Беларуси на ближайшие годы. По оценкам экспертов Евразийского банка развития (ЕАБР), в нынешнем году планируется падение ВВП страны на 0,5–1,5%. В свою очередь МВФ прогнозирует сокращение ВВП на уровне 2,7%, а Всемирный банк — на 3%.
Ухудшающаяся экономическая ситуация в Беларуси угрожает власти Александра Лукашенко. Ведь падение уровня жизни означает не только угрозу социального взрыва, но и снижение лояльности силовых структур, являющихся опорой режима. Российская же спецслужба имеет достаточно сильное влияние на белорусский КГБ и армию. И если в Беларуси в ближайшем будущем и возможны перемены в руководстве республики, то только с подачи Кремля и местных спецслужб.
Эту угрозу, думается, в Минске хорошо осознают. Впрочем, в арсенале россиян не только кнут, но и пряник. Поскольку белорусская экономика дотационна, для стабилизации ситуации нужны реформы и кредиты. Возможно, что Запад в своем стремлении укрепить независимость Беларуси и предоставит ей необходимые средства. Но на эту ситуацию вынужден будет реагировать Кремль, пытаясь предложить своему партнеру по cоюзному государству лучшие условия, нежели Запад. Именно этого и добивается Лукашенко, традиционно паразитирующий на экономической и военно-политической заинтересованности Москвы в Минске: для Кремля Беларусь — форпост России на ее западных границах. Да и белорусское руководство рассматривает Москву в качестве военно-политического союзника Минска, и их военное сотрудничество только укрепляется.
Как отмечает бывший кандидат в президенты Беларуси Андрей Санников, "непрерывно проходят учения. В сентябре будут проведены совместные учения десантных войск. Вооруженные силы двух стран находятся между собой в постоянном контакте. В Беларуси есть военная инфраструктура, которой Россия может воспользоваться в любой момент".
Сегодня в Москве высказывают крайнюю заинтересованность в появлении российской военно-воздушной базы в Бобруйске. Этот вопрос поднимался 16 мая во время визита в Минск Лаврова. Кстати, как сообщал RFI, помимо этого вопроса на переговорах также обсуждался и вопрос размещения в стране оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер".
Перспектива появления российской авиабазы в Бобруйске не может не тревожить Киев, поскольку Москва, таким образом, может создать постоянную военную угрозу на северных границах Украины. И хотя Александр Лукашенко не раз отвергал возможность нападения на Украинское государство с территории своей страны, специфика его режима такова, что белорусский правитель не может гарантировать, что через украино-белорусскую границу российские самолеты не полетят бомбить украинские города и села.
В случае необходимости российское руководство поставит марионеточный Минск перед свершившимся фактом. В Европе также крайне обеспокоены перспективами появления российской авиабазы в Беларуси. "Это не только повысит уровень недоверия, но и увеличит угрозу случайной войны. Размещение российских войск будет нести угрозу безопасности в регионе", — считает сотрудник немецкого Фонда Конрада Аденауэра Вольфганг Зендер.
В прошлом Лукашенко не раз публично выступал против расположения российской авиабазы на белорусской территории. По его мнению, размещение в Беларуси базы принесет его стране больше минусов, чем плюсов. Одной из причин негативного отношения к российской инициативе, по словам белорусских экспертов, является не только отсутствие у Минска желания втягиваться в противостояние России и Запада, но и растущее опасение, что военные базы могут быть использованы россиянами в качестве инструмента для вмешательства во внутриполитические процессы и давления на белорусское руководство.
Однако вероятность того, что российские самолеты в будущем будут базироваться в Бобруйске, все же высока. Эксперты рассматривают позицию Александра Лукашенко как очередной торг между Беларусью и Россией. Его предметом традиционно может стать выделение кредитов или другие преференции.
Как отмечает бывший глава белорусского парламента Станислав Шушкевич, "Россия хочет разместить эти базы, она хочет продемонстрировать свой имперский характер. Лукашенко на это пойдет, ему некуда деваться, иначе он здесь не усидит. Без поддержки России он не усидит на своем месте".
Впрочем, Санников не исключает, что тема новой базы в Беларуси подбрасывается для того, чтобы шантажировать Запад и вымогать кредиты. В свою очередь украинские эксперты не исключают, что разговоры о базе в Бобруйске могут быть одним из элементов давления Москвы на Украину и ее международных партнеров, чтобы заставить их пойти на российские условия по урегулированию "конфликта в Донбассе".
В любом случае для Киева важно понимать, что Беларусь Александра Лукашенко вовсе не нейтральная и дружеская страна, а союзник агрессора.