Александр Лукашенко отправился в Астану. Он раскритиковал Евразийский экономический союз и обсудил увеличение двустороннего сотрудничества с казахстанским коллегой. На заседании ЕАЭС белорусский официальный лидер выглядел главным оппозиционером, уверены эксперты.
Сейчас проходит рабочий визит Александра Лукашенко в Казахстан. В его рамках белорусский официальный лидер встретился с казахстанским коллегой и принимает участие в заседании Высшего евразийского экономического совета. Повестка дня состоит из 14 вопросов. Для Беларуси приоритетной является проблема формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов.
600 ограничений ЕАЭС
Равные экономические условия в ЕАЭС и безбарьерная среда до сих пор не созданы, заявил сегодня Александр Лукашенко в Астане.
«Более того, после подписания договора о ЕАЭС внутренний торговый оборот союза только падает. В 2012 и 2013 годах он был на уровне $65 млрд, в 2015 году - всего $45 млрд. Видимо, не все позиции договора соответствуют современной ситуации в экономике и нашим ожиданиям», - заявил глава белорусского государства.
По его словам, следует избавиться от этих ограничений. «Как бы наше объединение ни эволюционировало (сначала Таможенный союз, затем Единое экономическое пространство и, наконец, Евразийский экономический союз), количество этих изъятий и ограничений не изменилось. Так и осталось на уровне шести сотен», - констатировал Лукашенко.
Например, стороны так и не договорились и не запустили механизм функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств - членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих стран, кроме того, не перешли к реализации Основных направлений промышленного сотрудничества, подготовленных осенью 2015 года.
Место ЕАЭС в мире
В ЕАЭС необходимо сформировать высокоразвитый единый рынок, чтобы эффективно работать с внешними партнерами, считает Лукашенко.
«Нам надо самим быть сильными, всячески укреплять свой союз. Тогда нам легче будет вести диалог и с Европейским союзом, и с КНР, и с другими. Тогда мы будем сильными и будем выступать с единых позиций. Пока этого нет. А без этого Евразийский экономический союз не сможет эффективно реализовывать как внутреннюю, так и внешнюю политику», - уверен глава белорусского государства.
Он отметил, что за два года с момента подписания договора о ЕАЭС были приняты серьезные решения, заложены основы либерализации транспортных услуг, формирования единого рынка электроэнергии, экспортной политики.
«К сожалению, не все развивается так, как мы планировали. Проблемы еще остаются. Самые острые из них мы сегодня обсудили. Прежде всего, необходимо перевести теоретические наработки в практическую плоскость», - считает Лукашенко.
Новый глоток воздуха
«Наша встреча - очень важна. В связи с ситуацией на международных рынках, в соседней России, Украине (наши основные партнеры), у нас, в Казахстане и Беларуси, ситуация складывается непростая», - заявил 30 мая на встрече с казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым Александр Лукашенко.
По его словам, сторонам пока не удалось переломить тенденцию к снижению взаимного товарооборота. «Нам пока не удается в обратную сторону запустить процесс, а мы обязаны это сделать. Мы близкие, родные государства в одном экономическом союзе. И нам, конечно, надо фундамент наших отношений (торговлю, экономику) подтягивать. Тем более мы с вами в свое время определили пути, по которым должны двигаться, и немало сделали в этом направлении, - приводит слова официального лидера Беларуси его пресс-служба. - Но нужен какой-то новый глоток воздуха».
Президент Казахстана отметил, что, несмотря на снижение товарооборота в финансовом выражении, его физические объемы сохранились. «Кризис вечно не бывает», - приводит его слова БелТА.
Главы стран договорились о том, что в ближайшее время Беларусь и Казахстан выработают программу торгово-экономического сотрудничества на десять лет.
Спасти экспорт
«В двухсторонних отношениях с Казахстаном белорусский официальный лидер пытается спасти экспорт», - сказал БДГ политический обозреватель Александр Класковский.
По его словам, экспорт Беларуси в Казахстан сегодня - не такой и маленький, он на десятом месте. Белорусское руководство, как считает эксперт, традиционно продвигает машиностроение, некоторые сельскохозяйственные позиции.
«Насколько удастся реализовать эту задачу, сложно сказать. Казахстан - не самая бедная из постсоветских стран, поэтому может позволить себе быть более привередливым. Сейчас у него динамично развивается сотрудничество с Китаем, а китайская продукция по многим позициям конкурирует с белорусской», - пояснил Класковский.
А в случае с нашей продукцией, добавил политический обозреватель, дело упирается в сакраментальное - в модернизацию предприятий и необходимость повышения конкурентоспособности товаров: бывшим гигантом сегодня тяжело продвигаться даже на постсоветском пространстве.
Кроме того, отметил Класковский, Минск хотел бы сотрудничать в энергетической сфере, но здесь российский фактор: через Россию осуществляется прокачка ресурсов, и в этом она не заинтересована.
Лукашенко как главный оппозиционер ЕАЭС
«На заседании ЕАЭС Лукашенко выглядит главным оппозиционером», - заявил Александр Класковский. По его словам, другие участники старались «подсластить пилюлю» - Назарбаев как хозяин, Путин как представитель Кремля, Армения и Кыргызстан как новички, которые поддаются влиянию Кремля и надеются на бонусы от него. А Лукашенко «в жесточайшей манере разбил интеграционное образование как белорусские либеральные экономисты».
При этом Лукашенко выглядит очень жестко, но говорит «а», но не говорит «б»: как выйти из этой ситуации. «Благие пожелания повисают в воздухе. Москва не торопится создавать единый рынок, как воздействовать на ней непонятно. Против лома нет приема. Белорусская сторона тоже не без греха по поводу протекционизма», - пояснил эксперт.
По результатам сегодняшнего заседания если и будут достижения, то «мелочи: по отдельным позициям могут быть сняты барьеры во взаимной торговле».
«Кризис замыкается в ЕАЭС. Мировая экономика на 3% в год прирастает. А тут минус, потому что надежды решать вопросы в своем соку - во многом иллюзорны», - заключил Класковский.