Согласно санкции прокуратуры житель Минска Никита Матусевич, который был задержан во время обысков в квартирах активистов компании «Говори правду!», останется за решеткой.
Як сообщает «Радыё Свабода», в квартире Матусевича были найдены патроны, оружие и «наркотические вещества растительного происхождения».
Участие Никиты Матусевича в деятельности компании «Говори правду!» его мать Валентина Матусевич считает очень скромным: несколько раз дежурил как сторож в офисе, собрал несколько подписей за переименование улицы Ульяновской в улицу Василя Быкова — вот и все. Себя же женщина называет полноценной активисткой: активно собирала подписи, раньше участвовала в закрытой властями женской партии «Надежда». Но 18-го мая, когда милиционеры взломали дверь в их квартиру, на прокурорском постановлении об обыске было отмечено имя сына. Объяснения этому Валентина Матусевич не имеет. В квартире нашли патроны, ножи, две единицы оружия, а еще какую-то сухую траву в пакетике, которую в протоколе отметили как «наркотическое вещество растительного происхождения». Претензии выставили сыну. Сейчас Никита Матусевич по-прежнему в изоляторе. По словам Валентины Матусевич, прокурор дал санкцию на задержание на время проверки по факту хранения наркотических веществ.
Что на самом деле было найдено в квартире Валентины и Никиты Матусевичей?
Валентина Матусевич дала «Свободе» подробное объяснение по каждому из пунктов списка, составленного милиционерами. Начала женщина с патронов, которые, как она говорит, не боевые, а учебные:
– Бабушка Никиты работала на кафедре криминалистики БГУ. Ребята были маленькие и играли с этими патронами. Это учебный материал, который от нее остался. Там были учебные патроны от винтовки, пистолетов и автоматов самых разных.
Похожая ситуацыя и с шестью единицами холодного оружия, найденного в квартире, говорит женщина. От бывшего мужа Валентины Матусевич, юриста по образованию, остались остатки коллекции ножей, которые следователи записали как холодное оружие. Что касается огнестрельного оружия, то речь идет о пневматическом и газовом пистолетах, которые были найдены в квартире. «Если мы виноваты в хранении этих вещей, то готовы ответить по закону», — говорит Валентина Матусевич.
Но как наиболее опасную она воспринимает находку небольшого пакетика с сухой травой, записанной следователями в разряд «наркотических веществ растительного происхождения». Валентина Матусевич говорит, что сын об этой траве ничего не знал, а появилась она в доме таким образом:
– Я рассказала, что ноги болят, не могу ходить. И одна бабушка мне говорит, что вот эту траву надо заваривать и накладывать на ноги, и поможет.
По словам Валентины Матусевич, ее сын под давлением следователей уже якобы признал, что хранил эту траву, чтобы курить. Женщина считает это оговором и боится, чтобы сына не заставили дать показания, которые будут потом использованы против его.
Что говорят в компании «Говори правду!» относительно ситуации по Никите Матусевичу? Когда я дозвонился до лидера компании поэта Владимира Некляева, он сказал, что еще разбирается с последствиями обысков и задержаний и пока к комментарию относительно Никиты Матусевича не готов:
– Я не отказываюсь, но точно то, что он не был у нас активным волонтером. Я бы об этом знал, так как встречался со всеми минскими волонтерами не раз и его не видел. Возможно, что он и приходил в офис и мог себя посчитать участником компании.
Владимир Некляев записал телефон Валентины Матусевич и пообещал с ней созвониться.
Получить комментарии к делу Никиты Матусевича в пресс-службе МВД не удалось: руководство службы занято на совещании у министра.