Об этом на пресс-конференции 1 июня в Минске сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич. В переговорном процессе, сказал он, будут участвовать руководители Россельхознадзора.
Напомним, в октябре прошлого года Россельхознадзор заявил о несоответствии продукции ряда белорусских рыбоперерабатывающих предприятий ветеринарно-санитарным требованиям, пишет БелаПАН. В списке российского ведомства фигурировало восемь переработчиков из разных регионов страны: СООО «Чизмастер», ОАО «Могилеврыба», КПУП «Форелевое хозяйство «Лохва», СП ООО «Леор-Пластик», СООО «Вкус Рыбы Плюс», ЧПТУП «Иваси-Плюс», ООО «Сузорье», ОДО «Витебскрыба».
В конце мая глава Минсельхозпрода Леонид Заяц, отвечая на вопросы парламентариев, заявил, что белорусские рыбоперерабатывающие предприятия испытывают серьезные трудности из-за российского эмбарго на импорт продуктов из стран Евросоюза. Он сказал, что в 2015 году службы Россельхознадзора проинспектировали все белорусские предприятия рыбной отрасли, после чего десять предприятий было закрыто. «Основная причина — не антисанитарный порядок, а то, что мы сегодня перерабатываем рыбу из тех санкционных стран, которые закрыты решением президента РФ», — заявил чиновник.
Однако на сегодняшней пресс-конференции замминистра сельского хозяйства и продовольствия Маринич сказал: «Я не могу комментировать слова министра. Но я говорю о том, что на сегодняшний день официально закрытие [предприятий было] именно по этим [санитарным] правилам и нормам».
Что касается происхождения сырья для рыбной продукции, Маринич отметил, что закупленная, например, в Норвегии рыба, которая переработана, расфасована в Беларуси и ей присвоен иной код ТНВЭД, является белорусским товаром. «Никаких претензий в этой части у Россельхознадзора нет. <…> Сегодня согласно действующим правилам Таможенного союза, если изменяется код товара по ТНВЭД, то это товар собственного производства, и мы имеем полное право на его реализацию», — подчеркнул он.
По словам Маринича, все белорусские рыбоперерабатывающие предприятия, которые в конце прошлого года лишились возможности экспортировать продукцию в Россию, «были добровольно закрыты белорусской стороной из-за нарушения санитарных норм и правил». Три предприятия из этого списка 30 апреля этого года были открыты. Он добавил, что Минсельхозпрод уже проверил состояние ранее закрытых предприятий и представил на рассмотрение российской стороне все необходимые документы, которые гарантируют качество и безопасность выпускаемой там продукции.
Ответить, какие потери понесла Беларусь от того, что предприятия не поставляли свою продукцию в Россию около полугода, Маринич не смог, поскольку Минсельхозпрод не ведет таких подсчетов. «Это практически все коммерческие предприятия, по добавленной стоимости они нам не отчитываются», — пояснил чиновник.