Многие гомельчане, чтобы выжить, продают на городских улицах украинские колбасы, сало, сыры, а также овощи, одежду и другие вещи.
На улице оказались и многие предприниматели, сообщает «Радыё Свабода».
Вокруг Привокзального рынка идет бойкая торговля. Четверо женщин предлагают с чемоданов, закрепленных на дорожных колясках, сало, копченые колбасы, твердые сыры, различные приправы и другую мелочь.
- Почем сало?
- Девяносто тысяч за кило - из Украины. И колбасы украинские. Бери, не пожалеешь, - советует продавец.
- Как же сало может быть из Украины, когда запрещают оттуда возить?
Продавщица смотрит на любознательного так, будто собирается рублем одарить. И вместо ответа крутит в чемодане палку колбасы, чтобы этикеткой наверх. Действительно, колбаса украинская. На сале, конечно, «Тризуба» нет, но происхождение колбасы как бы одновременно подтверждает происхождение сала.
Крайняя в ряду продавщиц говорит, что торговать на улице вынуждают обстоятельства:
«До пенсии еще два года, а устроиться на работу нет возможности - не хватает вакансий. Либо предлагают зарплату в пределах двух миллионов. Небольшой семейный бизнес зачах еще в прошлом году, а жить как-то надо. Вот и продаю».
Женщины неохотно вступают в разговор, опасаясь за свой товар. Их здесь часто гоняет милиция, наведываются налоговики. Отсюда и двухколесные дорожные коляски с чемоданами: замок «молнию» на саквояже потянул - и уже катишь в сторону автомобильного или железнодорожного вокзала. Мобильность - любое войско позавидует.
На улице Катунина, на подходе к Центральному рынку, около десятка женщин также торгуют на тротуарах. У них преимущественно промышленные изделия: носки, халаты, трусы, майки, футболки и прочея легкая одежда.
Они также торгуют с чемоданов и с больших черных полиэтиленовых пакетов.
В городском микрорайоне «Старый аэродром» есть небольшой мини-рынок. Вокруг него, и даже в проходах, обильно уличных торговцев, которые продают различную зелень с огорода, картофель и даже полевые цветы. Васильки здесь, можно сказать, на каждом шагу. Красивый букет с колосками ржи - 40 тысяч, небольшой - наполовину меньше.
«Мне до пенсии год, точнее, полтора, так как по новому же закону добавляют полгода, - говорит женщина, которая отказалась называть свое имя. - Работала раньше на хлебозаводе. Сократили. Теперь я никому не нужна. А хлеба же и мне хочется, да бутылку молока или кефира. Вот сейчас продаю «васильковую свежесть». Покупают слабо. Люди сейчас больше о куске хлеба думают - красота на заднем плане. Может, вечером повезет».
Под крышей торговых рядов продает васильки да розовые пионы 56-летний мужчина, назвавшийся Владиленом. Сказал, что работал раньше на химзаводе, а затем в ОАО «Сейсмотехника», в термическом цехе. Год назад вышел на пенсию по «горячей сетке». Имеет три миллиона рублей пенсии. Должен искать приработок, ведь тяжело с домашними на такие доходы.
С другой стороны мини-рынка, в тени под деревьями, продает свежие лисички, подберезовики и подосиновики 55-летний гомельчанин Евгений.
«Работал на обувной фабрике «Труд». В прошлом году сократили. Хорошо, что хоть жена работает. Но не стоит сидеть сложа руки. Грибов в лесах к югу от Гомеля хватает - до самой украинской границы. Собираю, продаю. По 25 тысяч. Сегодня только пришел, ничего еще не продал».
Евгений говорит, что на биржу не ходил - не видит смысла. Обувщики в городе никому не нужны. Переучиваться на какого-нибудь слесаря нет смысла - те, кто переучен, также праздно шатаются, так как на предприятиях сейчас больше сокращают, чем набирают.
Гомельский независимый экономист Николай Новиков считает, что расширение уличной торговли свидетельствует о состоянии экономики и благосостояния людей:
«К сожалению, мы возвращаемся в девяностые годы прошлого века, когда зарплаты у людей были мизерные, а выживать как-то надо было.
Вот люди и старались продать друг другу хоть крышку для банки, хоть семечек стакан. На большинстве предприятий идут сокращения, а в сферу обслуживания, образования государство частную инициативу по-настоящему не пускает. Зажимает даже индивидуальных предпринимателей. И в центр занятости далеко не все идут, не имея там настоящей защищенности от безработицы. Так что уличная торговля - это как зеркало состояния экономики и благосостояния белорусских граждан».
Тем временем власти призывают белорусов «затягивать пояса» и учиться «жить по средствам».