В Беларуси высшее образование сегодня получают практически все: последние годы количество абитуриентов даже превышает количество выпускников школ. Так, в 2015 году аттестат об общем среднем образовании получили 57 тысяч выпускников школ, тогда как студентами вузов стали 63 тысячи человек.
Зачем белорусам университетский диплом?
Сегодня при поступлении в вузы молодые люди не ставят перед собой цель в будущем получить профессию. К такому выводу приходит доктор социологических наук, профессор БГУ Лариса Титаренко в своем исследовании, опубликованном в 7-м выпуске «Социологического альманаха» НАН.
В исследовании приведены данные опроса студентов БГУ – их просили оценить значимость мотивов получения высшего образования. Большинство респондентов – 37% - отметили главным мотивом «личностное развитие». Еще 28% обозначили желание просто «получить диплом». Казалось бы, очевидный ответ – «получение востребованной специальности» – пришел в голову лишь 18% опрошенных.
Автор статьи делает вывод, что 2/3 студентов не имеют «определенных стратегий на рынке труда». «Массовизация высшего образования сделала для них диплом о высшем образовании доступным, но уровень экономического развития общества не обеспечил им работы по специальности, которая отвечала бы их современным потребительским запросам», - пишет Лариса Титаренко.
Работать штукатуром с дипломом историка?
Рынок труда не может поглотить столько специалистов с высшим образованием, особенно юристов, экономистов и других гуманитариев. Ведь на рынке труда сегодня требуются в первую очередь рабочие специальности (по данным служб занятости), а также специалисты по продажам и «айтишники» (по данным Работа.TUT.BY).
Массовизация высшего образования приводит к тому, что в Беларуси стало обычным работать не по специальности.
Даже сами вузы сегодня с трудом справляются с распределением «бюджетников» на первое место работы. Процедура распределения 2016 года в большинстве учебных заведений завершилась в апреле. Официальные отчеты говорят, что распределение получили практически все выпускники. Однако исследование «Братства организаторов студенческого самоуправления» (БОСС) обнаружило проблемы, скрытые под оптимистичными цифрами.
Согласно аналитическому докладу студенческой организации, в направлениях на работу вузы все чаще указывают простое «специалист» - то есть человек может работать кем угодно. Согласно онлайн-анкетированию выпускников различных вузов, 2/3 из них сами находят себе место для распределения либо их обязывают это сделать (то есть в университеты приходит недостаточно заявок от работодателей).
Сегодня избыток специалистов с высшим образованием приводит к тому, что люди с дипломами занимаются низкоквалифицированным трудом.
Сергей Маскевич в свою бытность министром образования отмечал, что не видит проблемы в том, что человек с дипломом историка идет в штукатуры (при условии оплаты образования за собственный счет) – мол, таким образом повышается культура всего общества.
Однако ученые усматривают в распространенности работы не по специальности проблему.
«На самом деле за этим стоят большие социально-экономические проблемы, впустую растраченные ресурсы и растрата человеческого потенциала», - отмечается в исследовательской работе Ларисы Титаренко.
Кроме того, массовизация высшего образования приводит к несоответствию заработной платы уровню квалификации специалистов – сегодня многие рабочие специальности оплачиваются выше, чем те, которые требуют вузовской подготовки. По данным Белстата, самые низкие зарплаты наблюдается в сфере культуры и образования.
Спрос на специалистов с высшим образованием может возрасти при инновационном развитии экономики, прогнозируют ученые. Если бы наша экономика стала той самой «экономикой знаний», о которой так часто говорят чиновники, возможно, молодым людям, не желающим сегодня заниматься ничем, кроме творчества, нашлось бы достойное применение.