Власть большой ложкой делит на всех «баланду» и требует, чтобы каждый гражданин добросовестно зарабатывал свою пайку.
Политолог Валерий Карбалевич объяснил, почему Беларусь превратилась из социального в «полицейское социальное государство».
Такую характеристику эксперт привел, комментируя в эфире «Радыё Свабода» результаты исследования австралийской правозащитной организации Walk Free Foundation, которая поместила Беларусь в «рейтинге рабства» на 25 место, насчитав более 44600 людей в подневольном положении:
- В патерналистском государстве, где сохранилось много элементов административного управления экономикой, внеэкономическое принуждение - элемент необходимый. Ведь идеологический конструкт патерналистского государства основывается на эгалитаристской концепции социальной справедливости, согласно которой все должны работать на благо общества (на самом деле - государства), а уже власти от имени народа разделят полученные блага между подданными. Когда власть большой ложкой раздает, делит на всех баланду, то она считает, что имеет право требовать, чтобы каждый гражданин добросовестно зарабатывал свою пайку. Кто этого не делает - тот социальный иждивенец, дармоед, чуждый элемент в патерналистской системе, к которому нужно применять меры принуждения. И социальное государство естественным образом превращается в полицейское социальное государство.
Согласно исследованию Walk Free Foundation, 45,8 миллиона человек по всему миру находятся в той или иной форме рабства. Страны оцениваются по 24 параметрам. В основном подразумевается недобровольная работа или внеэкономическое принуждение.
В качестве примера недобровольной работы в Беларуси в исследовании названы субботники. Одновременно с появлением рейтинга был отменен декрет Лукашенко, запрещавший увольняться работникам деревообрабатывающей отрасли. Тогда СМИ много писали, что в Беларуси вводится крепостное право.
Карбалевич отмечает и другие примеры принудительного труда в Беларуси: люди в местах лишения свободы; недобросовестные родители, которых заставляют работать на оплату содержания брошенных детей; работающие по распределению выпускники вузов; декрет о «тунеядстве».
«Вообще в рамках контрактной системы работник в Беларуси бесправен, - говорит аналитик. - Его права не может защитить никто, ни профсоюзы, ни суд».