После инспекции российской стороны белорусских предприятий рыбной отрасли были закрыты десять из них, и только три после долгих переговоров удалось открыть. По официальной версии, проблема в антисанитарии, однако даже белорусские чиновники признают: есть подтекст, связанный с поставками в РФ санкционной продукции.
Белорусские предприятия закрыли из-за контрсанкций России
«В прошлом году были проинспектированы службами Россельхознадзора все предприятия рыбной отрасли. Было закрыто 10 предприятий. С октября и по сегодняшний день нам удалось открыть всего лишь два предприятия», – сообщил 27 мая министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Заяц.
Основная причина, сказал министр, – «не антисанитарный порядок, а то, что мы сегодня перерабатываем рыбу из санкционных для России стран».
По словам Зайца, в октябре 2015 года российские и белорусские специалисты проинспектировали предприятия Норвегии, которые готовы поставлять рыбу в Беларусь. «Эти предприятия были внесены в реестр. Мы имели полное право там покупать, перерабатывать и с новым измененным кодом поставлять продукцию на российский потребительский рынок», – сказал глава Минсельхозпрода.
Однако российская сторона настаивает на переработке в Беларуси российской рыбы. «Сейчас мы очень серьезно работаем с Россельхознадзором не только по рыбным предприятиям, но и по всем остальным. У нас и мясокомбинаты в некоторой степени закрыты. Мы составили весь перечень необходимых документов после инспектирования специалистами Россельхознадзора в апреле текущего года, передали пакет документов на рассмотрение», – цитирует министра БелТА.
Официальная версия: предприятия закрыты из-за антисанитарии. Но есть подтекст
«Россельхознадзор никаких препятствий в этой ситуации не ставит. Если мы говорим «товар белорусский», то что значит товар белорусский? Когда мы купили в той же Норвегии или другой стране рыбу, привезли в Республику Беларусь, на своих предприятиях ее переработали, расфасовали, солили, еще сделали какие-то операции, поменяли код… – это уже товар Республики Беларусь», – заявил журналистам 1 июня первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич.
По его словам, «никаких претензий Россельхознадзора в этой части нет».
«Все наши предприятия, которые были закрыты, они были закрыты добровольно белорусской стороной по нарушению санитарных норм и правил. Сегодня, когда уже 3 предприятия открыты – мы в апреле месяце 30 апреля, я знаю, что 3 предприятия открыли – поэтому мы предоставляем документы, гарантируем качество и безопасность продукции. И ни на какой козе не надо подъезжать! Надо строго соблюдать все правила, в том числе и санитарно-гигиенические», – добавил замминистра.
По его словам, на всех предприятиях, ранее закрытых, проверили состояние, паспорта, все документы, материалы передали российской стороне. В составе российской делегации был заместитель председателя департамента Россельхознадзора. «Опять будем вести переговоры», – отметил Маринич.
Он подчеркнул, что официальная версия закрытия именно нарушения санитарных норм. Но сослался еще и на некий подтекст. «А подтекст можно говорить, что да, этот вопрос (поставки рыбы из санкционных для России стран, прим. БДГ) вызывает озабоченность», – пояснил чиновник.
Санкционные проблемы
С санкционными продуктами есть проблемы и у других белорусских предприятий. Например, Леонид Заяц упоминал закрытые мясокомбинаты. В свою очередь, Леонид Маринич сказал, что ситуация по этому вопросу особо не изменилась, но перешла в другую плоскость.
«На этом фронте не тихо», – сказал замминистра и тут же уточнил: «Первое, почему тихо. Очень жестко мы работаем у себя внутри страны. То есть усиливается роль наших надзорных служб – как санитарной, так и ветеринарного надзора и т.д. Очень жестко работаем и работаем на упреждение. И второе. Вы же знаете, что дипломатия играет огромную роль: прямые контакты наших специалистов минимум два раза в месяц в Москве и те вопросы, которые возникают, буквально решаются сходу».
То есть, случаи есть, но, по словам чиновника, по ним стараются избежать публичности.
«Случаи были… Они будут, конечно, нам информация постоянно поступает – где-то маркировка не та, где-то просрочены – все эти случаи мы пытаемся урегулировать мирным путем. Все это перешло на деловой, дипломатический уровень», – считает Маринич.
Россельхознадзор продолжает давить
Если судить по сообщениям Россельхознадзора, ситуация, если и изменилась, то не принципиально. Информация о проблемах на белорусско-российской границе поступает фактически ежедневно: часть товаров возвращают, часть уничтожают.
За май в Россию из Беларуси не пустили яблоки, абрикосы, томаты, нектарины, груши, огурцы, картофель, капусту, сгущенное молоко, сливки, говядину, молочную сыворотку, корма для животных, фуражное зерно, саженцы и проч. На свалках уничтожили не менее 400 тонн продукции.
Отдельный разговор о рыбе. В мае россияне развернули форель от ООО «Милоград Фиш», (из-за недосола), 5 тонн форели от «Форелевого хозяйства "Лохва"», 18 тонн рыбной продукции, выработанной ОАО «Рыбхоз «Полесье» (из-за нарушений в сертификатах), в конце апреля-начале мая 140 тонн рыбы. Партия санкционных хребтов форели, поступивших из нашей страны, была уничтожена в Псковской области.
Самый привлекательный рынок
Но при этом в Россию поставляется большая часть сельхозпродукции Беларуси. «Рынок РФ – самый привлекательный для всех производителей сельхозпродукции», – подчеркнул Маринич.
Даже в условиях того, что поставки растут, а доходы от них падают. «Если в натуральном выражении по объемам мы плюсуем по итогам прошлого года, то в денежном выражении мы падаем. И жуткая конкуренция. Поэтому качество, качество и качество!» - подчеркнул замминистра.
Диверсификация рынков сбыта пока проходит не очень успешно. Для торговли в ЕС сертифицированы 5 предприятий, но «продать туда товар практически невозможно» из-за заградительных пошлин».
Норвежский лосось остается норвежским лососем
«С точки зрения биологической ценности и товароведческого стандарта продукт питания – норвежский. Совершенно верно», – заявил БДГ экономист Леонид Заико.
Что там белорусского, спросил он, что соли добавили? Он пояснил, что это проблемы частных предприятий, которые занимаются в Беларуси переработкой рыбы. «Самим нужно разводить лосося, но на это уйдет лет 15», – пояснил Заико.
«Врунов нужно наказывать, и Россия имеет эти продукты право уничтожать», – заключил белорусский экономист.
Справка БДГ
По данным Белстата, экспорт из Беларуси в Россию за 2015 год составил 10,4 миллиардов долларов, сократившись к предыдущему году на 31,6%. За 11 месяцев экспорт белорусской пищевой промышленности составил 4 миллиарда долларов.