Администрации школ сами отговаривают родителей от того, чтобы те отдавали своих детей обучаться на белорусском языке.
Правозащитник Владимир Величкин, который много лет занимается популяризацией белорусскоязычного образования в Бресте, заявил «Радыё Свабода», что местные власти не против белорусских классов - в отличие от администраций школ .
Сын Владимира Величкина Франциск - ученик единственного на 300-тысячный областной центр белорусскоязычного класса. Сейчас Франциск вместе с еще тремя учениками перешли уже в 6 класс школы № 29 Бреста.
В 2014 году в Бресте пытались отдать учиться по-белорусски свою дочь Камиллу Алесь Левчук и Милана Харитонова. Школьная администрация поставила перед родителями условие - белорусский класс откроется, если они найдут не менее 5 учеников. Целое лето Алесь и Милана пытались найти учеников в белорусскоязычный класс, но в итоге Камилла пошла учиться по-русски. После этого в Бресте ни одного нового белорусского класса так и не появилось.
Корреспондент побеседовал с Владимиром Величкиным о сегодняшней ситуации в области белорусскоязычного образования в Бресте.
- Владимир, недавно вы выступали на совещаниях брестских директоров школ, где затронули проблему белорусскоязычного обучения. Какое впечатление у вас сложилось о желании директоров поддержать образование белорусских классов?
- Я выступил с просьбой к директорам и их заместителей, чтобы родителям, когда они подают заявления на обучение детей в школе, предлагали выбор - учиться по-русски или по-белорусски. Ведь обычно бланки заявлений родителям выдаются исключительно на русскоязычное обучение.
По реакции зала я понял, что определенная часть директоров школ очень негативно относится к белорусскоязычному обучению. Мотивация здесь такова, что это заставит их больше поработать - нужно подготовить учителей, нужно самим вспомнить родной язык. Им это не нравится, потому что нужно делать дополнительные усилия.
По реакции руководителей школ я вижу, что с их стороны как было сопротивление при приеме заявлений в белорусские классы, так и остается.
- А как относятся к вашим инициативам относительно расширения белорусскоязычного образования чиновники?
- Реакция наших исполнительных властей - только за то, чтобы это было. Встречался с заместителем ректора Брестского государственного университета, он также говорит, что это актуально и востребовано. Я встречался с представителями местных властей, инициировал проведение круглого стола, который состоится с участием чиновников, общественности, депутатов, бизнесменов. Есть распоряжение председателя Брестского горисполкома Александра Рогачука провести такой круглый стол.
Я знаю, что наши местные власти отдали распоряжения о расширении белорусского языка в школах.
Но на местах те люди, которые принимают заявления, делают все, чтобы заявления в белорусские классы не принимать.
- Недавно «Радыё Свабода» сообщала о случае, когда жительница деревни Гощево Ивацевичского района собирала подписи за перевод деревенской школы на русскоязычное обучение. Как вы можете оценить перспективы белорусского языка в школах в таких условиях?
- Это такая ситуация, когда человек может, но не хочет учиться по-белорусски. Это все из-за того, что престиж образования низкий. Мол, зачем тебе белорусский язык, если он тебе по жизни не понадобится. Мне досадно за таких людей. Они, видимо, пропустили предмет детской психологии. Ведь чем больше языков человек знает - тем легче он адаптируется к жизни. А если человек владеет белорусским языком, то он очень легко усваивает другие европейские языки, потому что наш язык всегда развивался в европейском контексте.
У многих людей мнение - что дальше, после обучения в школе по-белорусски? Но я знаю, что после обучения на белорусском языке никто не погиб и глупым не стал. Выпускники белорусских школ достигают высоких постов как в предпринимательских структурах, так и в государственных.