Витрина «достижений» белорусского народного хозяйства пуста.
«Всебелорусское собрание» на этот раз, видимо, понадобится к «парламентским выборам» – власти совсем не с чем идти к избирателям. И живем мы совсем не пятилетними планами, а от пожара до пожара. «Всебелорусское собрание» – это костыль, имитирующий всенародную поддержку.
Светлана Калинкина в интервью сайту ucpb.org не исключает, что на нем могут быть приняты какие-нибудь очень неприятные решения – от моратория на проведение выборов до запрета или ограничений на снятие вкладов.
- Нас приучают жить по пятилетним планам, но что-то сбилось в этом ритме, потому что «Всебелорусское собрание», которое проходило каждые 5 лет, в прошлом году не состоялось. В связи с чем? Хотя это был год президентской кампании?
- Очевидно, что мы живем пятилетками от выборов до выборов, но это условное деление. На самом деле мы живем от пожара до пожара, и «Всебелорусское собрание» используется как такие костыли власти, которые имитируют народную поддержку. Когда она нужна перед президентскими выборами, оно проводилось перед президентскими «выборами».
Но на этот раз, очевидно, что «Всебелорусское собрание», видимо, понадобится к парламентским «выборам». Потому что депутатам совсем не с чем идти к народу, кандидата власти. Они за свои каденции сделали все возможное и невозможное для ухудшения жизни людей, поэтому, я думаю, с этой целью есть задумка провести Всебелорусское собрание. Естественно, отчитываться о том, как выполнены показатели и планы на пятилетку, никто не хочет. Потому что ничего не выполнено. Отчитываться нечем, хотя наша власть, естественно, займет позицию такую: Виноваты все, весь мир, от ЮАР, там, я не знаю, Гватемалы, только не мы сами.
– Хорошо. Но вот все-таки «Всебелорусское собрание» – это как витрина красивого бутика. К ней подойдешь, смотришь со стороны – ну, все замечательно, все так лощено, красиво, и всегда так и подавалось. Что на этот раз могут выставить на эту витрину? Телевизор «Горизонт», который последний с конвейере сошел в прошлом году? Или что? Трактор? Неулыбающиеся лица работников МАЗа? Что можно вот сейчас выставить на эту витрину, чтобы людям понравилось? Или хотя бы внешне это было симпатично? Что?
- Ну, мне кажется, что вопрос повышения пенсионного возраста – обсуждение, и то, как принималось решение – он дает ответ на ваш вопрос. Власти очень хочется, чтобы народ – хотя бы внешне – поддержал самое непопулярное решение. И поэтому на эту витрину будут пытаться выставить, что: да, времена сложные, но белорусы вокруг своей власти должны объединиться и, так сказать, прорваться к лучшему будущему, которое непонятно, когда наступит.
Это, по-моему, главная задумка и главный сценарий. Насколько удастся это сделать? Ну, вот все чиновники поддержали повышение пенсионного возраста.
– Да ладно?
- Ну, по крайней мере, все, что звучит сегодня, это уже можно просто анекдоты писать, беря цитаты, высказывания чиновников. Они настаивают, что все белорусы поддержали это непопулярное решение. Если на «Всебелорусское собрание» будет вынесен вопрос, ну, условно говоря, мораторий на проведение выборов во время кризиса, то, естественно, «Всебелорусское собрание» его тоже поддержит. Или, там, не знаю, заморозить вклады, потому что мы все должны отдать свои деньги на благо страны. Тоже поддержат. Я, кстати, не исключаю, что какие-то очень такие непопулярные меры и решения могут быть приняты на «Всебелорусском собрании».
- Мне кажется, что на этой витрине, скорее, могут быть какие-то видеоролики с Донбасса, или какие-то описания того, что происходит в Нагорном Карабахе. Или из Европы, где иммигранты прорывают железную изгородь. И акцент будет сделан не на внутренние проблемы, а на внешние, как раз будут продавать эту самую стабильность. Это самый ходовой товар, может быть.
- Безусловно. Это единственное, чем сегодня может похвастаться белорусская власть – то, что в Беларуси нет войны. Что все-таки у нас сохраняется мир и такое – полуголодное, но спокойствие. Другое дело, что только абсолютно бездарнейшей политикой можно было довести Беларусь до социальных каких-то конфликтов и потрясений.
И по большому счету, мы находимся на грани этого. Потому что вот это недовольство людей тем, что каждый день государство у них что-то отбирает и вообще ничего не предлагает взамен, что вот уже на протяжении последних десяти лет власть не давала ничего людям, а только ухудшала, ухудшала и ухудшала их уровень жизни. Оно ведь, на самом деле, может выстрелить, неизвестно как, неизвестно где, и вообще без всякой связи с политикой и оппозицией.
– Вы проанализировали фотографию пресс-службы Александра Лукашенко после его встречи с МАЗовцами. Если во всего большого коллектива не смогли отобрать 5-6 счастливых лиц, то где найти 2,5 тысячи, которые будут делегатами на этом «хурале»?
– Ну, я уверяю, что в нашей 9-миллионной Беларуси найдется 2,5 тысячи…
– Счастливых?
– Ну, я не знаю, насколько они счастливы, но те, которые будут изображать счастье и аплодировать – я думаю, что такое количество людей найдут.
– Ермошина? Щеткина?
– Да.