В ближайшие пять лет цены на газ будут падать из-за дешевого угля и развития чистой энергетики.
Предложение газа к 2021 году резко вырастет из-за поставщиков СПГ, в основном за счет Австралии и США. Цены на сжиженный газ могут упасть настолько, что американское топливо сможет конкурировать с российским в странах Европы.
Равновесие на рынке энергоносителей наступит еще нескоро. Хотя нефтяной рынок восстановится после падения цен уже в следующем году, избыток предложения в газовом секторе сохранится вплоть до 2020 года, предупреждает Международное энергетическое агентство (МЭА). Перепроизводство и замедление глобального спроса могут заставить цены на газ идти вниз, пишет gazeta.ru.
Согласно среднесрочному прогнозу МЭА по газовому рынку, глобальное потребление газа с 2015 по 2021 год будет расти ежегодно на 1,5%.
При этом в прошлом году аналитики были более оптимистичны, ожидая ежегодного роста на уровне 2%.
«Развитие рынка движется в направлении перенасыщенности. Следующие пять лет мы будем свидетелями переформирования структуры мировой газовой торговли», — сообщил в докладе исполнительный директор МЭА Фатих Бироль, передает Reuters.
В целом мировое потребление газа будет расти: по прогнозам агентства, оно достигнет в 2021 году отметки в 3,9 трлн кубометров по сравнению с 3,6 трлн в 2015 году. Почти на 70% вырастет спрос на газ в Китае, который стремится к снижению доли газа в структуре энергопотребления для решения экологических проблем (с 190 млрд до 320 млрд кубометров), почти на 40% — в Индии (с 52 млрд до 72 млрд). На 13−14% увеличится потребление на Ближнем Востоке и в странах АСЕАН.
Однако в ряде регионов тенденция другая. Изменение прогноза МЭА связано со спросом на газ в США и Японии, который, как ожидают аналитики, не покажет значительной динамики. В Штатах за шесть лет потребление газа может вырасти всего на 2 млрд кубометров, с 779 млрд до 802 млрд. В Японии, начинающей возвращаться к ядерной энергетике спустя пять лет после аварии на АЭС «Фукусима», напротив, МЭА ожидает сокращения спроса сразу на 14 млрд, с 128 млрд до 114 млрд.
Причиной этого станут несколько серьезных факторов.
Спрос и цены на природный газ подорвут бросовые цены на уголь и уверенное развитие возобновляемой энергетики.
В ряде стран, например в Дании, Португалии и Германии, уже были случаи обеспечения энергопотребления в течение нескольких суток только за счет возобновляемых источников — солнечных, ветряных и гидроэлектростанций. Европа активно изучает мощности возобновляемых источников энергии в рамках принятой в прошлом году энергостратегии Евросоюза, согласно которой Евросоюз стремится снизить свою зависимость от импорта.
Даже Китай, несмотря на ожидаемо высокий рост потребления газа, будет активнее развивать энергетику неископаемых видов топлива. Согласно статистическому обзору мировой энергетики BP, к 2035 году возобновляемая энергетика в структуре энергопотребления КНР превысит одну пятую часть, в то время как доля газа будет чуть больше 10%.
Обычный газ против сжиженного
Помимо этого, поставщикам традиционного вида топлива придется конкурировать с производителями сжиженного природного газа (СПГ), которые начинают активную экспансию. В лице экспортеров СПГ поставщики природного газа, в том числе и российские компании, встретят серьезного соперника.
Экспорт сжиженного газа к 2021 году вырастет на 45%, в основном за счет Австралии и США. Для России опасным фактором могут стать цены на этот вид топлива из США: по ожиданиям МЭА, цена американского СПГ, доставленного в Европу, станет ниже экспортных цен на российский газ.
Структура потребления газа может измениться настолько, что к 2035 году, согласно долгосрочному прогнозу BP, объем потребления СПГ превысит продажи обычного природного газа.
В целом продажа и потребление природного газа будут находиться на одном уровне, ожидает BP. «Однако в то же время объем предложения СПГ растет в два раза быстрее, чем его потребление. Доля СПГ в структуре мирового энергопотребления увеличится с 10 до 15% к 2035 году», — прогнозирует компания. При этом, как ожидается, более 40% этого роста в поставках произойдет в ближайшие пять лет.
Эти факторы будут все больше и больше влиять на региональные цены на газ.
Отдельные рынки, например европейский, уже открыли «новую главу» своей истории, особенно по вопросам цен.
«Было бы оптимистичным ожидать роста цен на газ», — говорит Бироль.
По мнению аналитиков МЭА, за последние 12 месяцев появились признаки того, что российский «Газпром» может сделать выбор в пользу более гибкой политики определения цен. Для сохранения своего места в Европе поставщикам придется предлагать более конкурентные цены.