Чиновникам снова раздали проекты, над которыми они будут «шефтвовать» в следующем году.
Премьеру – автомобили, вице-премьеру – мясо индейки, министру информации – упаковки. Совет министров обновил перечень инвестиционных проектов, которые закрепляются за отечественными чиновниками. Таким образом, на высоких государственных функционеров возлагается персональная ответственность за выполнение показателей социально-экономического развития нашей страны, напоминает «Белсат».
«Это старая традиция российской империи – вотчина, старая традиция советская – партийный контроль. У нас были верные машеровцы, Шевелухо и Камай, поочередно управляли сельским хозяйством», – говорит экономист Михаил Залесский.
Первым в перечне значится белорусско-китайский завод легковых автомобилей «БелДжи». Для того, кто определял важность того или иного проекта, эта инвестиция самая главная. К 2015 году шефство над ней держал бывший премьер страны – Михаил Мясникович, в прошлом году контрол передали его преемнику Андрею Кобякову.
Такое внимание заводу никак не помогло. Локализация, то есть применение отечественных компонентов при производстве автомобилей, с начала и до сегодняшнего дня остается на нулевом уровне. Хотя еще в прошлом году должна была составить 30%, – минимальный необходимый уровень, чтобы продавать эти машины на пространстве Таможенного союза.
«Вот комиссаров назначали в армии, а это такие же комиссары лукашенковские. А комиссар что может создать? Он может кричать: комсомольцы вперед – и все», – считает Михаил Залесский.
Где еще в мире министру иностранных дел могут доверить надзор за строительством солнечной электростанции?
«Ответ прост: нигде. Такого больше в мире нет, как и нет нигде государственных инвестиций. Деньги государственные, тратят часто напрасно, и нужно больше контролеров», – отвечает Лев Марголин, бывший директор одного из первых в стране совместных предприятий.
Жизнь у таких контролеров обычно нелегка: возмущенный результатами работы предприятий диктатор не раз снимал с должности различных чиновников и угрожал им следствием и решеткой. Но новых лиц в белорусской политике немного, поэтому Лукашенко снова и снова ставит одних тех же людей на те же самые места.