Местные жители говорят, что побаиваются выходить по вечерам на темные улицы.
Прошлогодняя история с ночным отключением уличного освещения в Бресте наделала поначалу много шума. Однако жители небольших городков вроде Каменца или Жабинки давно привыкли к такому раскладу и даже потешаются над расточительностью брестчан: дескать, зачем палить дорогую энергию почем зря, если ночью 99% людей спят дома, пишет «Вечерний Брест».
В деревнях и поселках уличная подсветка давно работает в режиме «вечер-утро», делая ночной перерыв на время, когда движение людей и машин сводится к минимуму. Ну, а с некоторых пор в весенне-летний период там и вовсе не включают свет — в целях экономии.
«К середине мая не подсвечивались улицы и переулки более чем в 1500 населенных пунктах Брестчины из 2122. Исключение сделано лишь для магистральных улиц и наиболее оживленных перекрестков. Для нас это потеря потребителя и, соответственно, части прибыли. Однако такое решение было принято местными властями, которые в данном случае являются заказчиками», — сообщил «Вечерке» начальник службы сбыта РУП «Брестэнерго» Руслан Мелинчук.
Впрочем, отключение уличного освещения, как выяснилось, происходит весьма избирательно. Возьмем, к примеру, поселок Мухавец, улицу 60 лет Октября — через нее проходит довольно оживленная трасса Брест — Мокраны — Ковель. Она и зимой-то освещалась, мягко говоря, не супер, сейчас и подавно. А вот проходящая параллельно улица Светлая (которая отнюдь не является магистральной) продолжает «светить» с 22 до 24 часов лишь в самом начале — первые метров двести. Включаются фонари и на трех первых прилегающих к ней переулках. Местные даже поговаривают, что здесь живут не самые простые мухавчане. Как бы то ни было, но дальше «светлый мир» резко сменяется теменью. Оставшиеся два километра улицы и восемь переулков оказались в режиме экономии.
В деревне Лыщицы свет не включают практически с первых дней весны. Местные жители говорят, что побаиваются выходить по вечерам на темные улицы.
Насколько темнота — друг хулиганов — способствует росту противоправных действий, сказать сложно. Как выяснилось, в УВД такой статистикой не располагают. А вот начальник областной Госавтоинспекции Сергей Талатай говорит, что самым сложным для безопасности движения является период с ноября по март.
«Летом темнеет поздно, когда большинство людей уже отдыхают, а машины по сельским улицам ночью практически не ездят», — уверен Сергей Валерьевич. Однако многие жители того же Мухавца или Мотыкал могли бы с ним не согласиться. В районе полуночи кто-то возвращается с дискотеки, кто-то из города, особенно в выходные: на темных улицах, чаще всего не имеющих тротуаров, порой трудно разминуться автомобилям, пешеходам и велосипедистам. Одна надежда на фликеры!
На 2016 год в бюджете Брестского района было заложено 3 млрд 392 млн рублей на уличное освещение. За первые четыре месяца израсходовано 1 млрд 752 млн, или 52% от этой суммы, сообщила начальник финансового отдела Брестского РИК Тамара Павличук.
Между тем
Сегодня почти повсюду используются энергосберегающие лампы, потребляющие в разы меньше электричества, чем в середине 90-х. Однако большинство наших населенных пунктов по ночам погружаются во мглу. Экономия и бережливость — вещи, безусловно, нужные. Но есть ли иные способы уменьшить затраты, дабы вложиться в рамки бюджета? Специалисты районных электросетей говорят, что да. Например, оставить максимум нагрузки на сеть в вечерние и утренние часы, отключая процентов 70 ламп ночью. Технически это вполне возможно. И наверняка дало бы больший эффект, чем тотальное отключение в летний период, когда уличный свет требуется по большей части всего-то на два-три часа. Правда, чтобы наладить такой экономичный режим без ущерба для безопасности граждан, надо приложить кое-какие усилия. Проще, наверное, работать в двух сезонных режимах: «все включено» или «все выключено». В крайнем случае освещать только те территории, в которых наиболее заинтересованы ответственные за них чиновники.