Российские футбольные фанаты стали «фигурами в большой политической игре».
«Если бы Мутко был с фанатами на трибунах... он тоже пошел бы драться». Игорь Лебедев выбалтывает сокровенное, но ему простительно. Все-таки он сын Жириновского, чья трепливость является стратегическим оружием огромного поражающего действия. Да и сама тайна не принадлежит к разряду тщательно охраняемых. Напротив. О том, что российское начальство руководит ультрас и обращается к ним для решения разнообразных государственных задач, известно уже давно.
Одним из первых, кто лет двадцать назад начал прикармливать футбольных фанатов, как раз и был Владимир Вольфович. Позже к «соколам Жириновского» подтянулись прокремлевские молодежные движения, которые приглашали «фирмы» для охраны путингов, разгона оппозиционных акций и факультативных избиений отдельных противников режима. В 2007 году, когда под руководством министра Мутко было создано Всероссийское объединение болельщиков, фанатские группы еще тесней сблизились с властью. Три года спустя, после убийства спартаковского болельщика Егора Свиридова и Манежки, в историю околофутбольной тусовки золотыми буквами была вписана еще одна страница. С ее лучшими представителями встретился Путин.
«Вы - сила!» - сообщил им президент РФ. После чего призвал фанатов «не допустить того, чтобы вас кто-то поставил под контроль и начал вами манипулировать». С этой минуты, как легко догадаться, никакой враг, если бы даже и пожелал, более не смел посягнуть на независимость российских болельщиков-радикалов. Контроль и манипуляции в данной среде окончательно стали прерогативой государства и его спецслужб.
Прокурор Марселя поражен: российские хулиганы, дравшиеся с английскими, были «хорошо подготовлены к предельно быстрым и предельно насильственным действиям». Его британский коллега, дополняя прокурора, уделяет внимание деталям. Он тоже изумлен: как это русские и черную униформу заготовили для рукопашной, чтобы отличать своих от чужих, и ножи, и бойцовские перчатки, и капы... Словно речь шла о диверсионной спецоперации.
Между тем удивляться нечему.
Из Великобритании и многих других стран болеть за свои команды приехали обычные любители футбола. В том числе и гопники, которые думают не столько об игре, сколько об выпить рюмку водки и об дать кому-нибудь по морде, если использовать уместную цитату. Ну или бар какой-нибудь разнести и помочиться всюду, куда только достигнет струя. Воображая себе ненавистный, хотя и до боли родной британский газон.
Дело в том, что в Англии английских футбольных болельщиков не любят. Хуже того, их стыдятся. Дебоширов не приглашает к себе премьер-министр, не говоря о королеве. Над ними смеются журналисты. В спецслужбах морщатся, вербуя самых податливых. Полисмены ненавидят хулиганов. Поэтому тамошние фанаты погружены в одиночество и ничтожество. Горестная судьба злобных драчливых алкоголиков - их вечный удел. Равно и дилетантство во всем, включая высокое искусство мордобоя.
Иное дело наши люди. Подобно трактористам и шахтерам в Донбассе, российские футбольные фанаты с некоторых пор стали фигурами в большой политической игре. Сперва в игре внутриполитической, а теперь вот и на международной арене. Поэтому они, окруженные государственной заботой, незадолго до чемпионата Европы во Франции тоже наверняка тренировались, подобно футболистам. Только на свой лад.
Слуцкий вместе с подопечными осваивал схемы внезапных контратак, коллективных набегов на штрафную после подачи угловых, диагональных пасов средней дальности. Ультрас совершенствовали мастерство кидания файеров и ближнего боя с применением колюще-режущего и арматурки. Спортсменам выдавали форму - и фанатам ее тоже выдавали. Игрокам строго-настрого запрещалось пить во время чемпионата - и российские бойцы, судя по свидетельствам очевидцев, выглядели гораздо трезвее своих британских оппонентов. Поэтому они победили, в отличие от сборной, которая с трудом свела матч вничью в добавленное время.
Причем победили до того убедительно, что УЕФА открыл дисциплинарное дело против РФС и грозит россиянам дисквалификацией. В связи с чем министру спорта приходится, явно лицемеря, осуждать победителей и даже поддерживать вышестоящее футбольное начальство в его борьбе с хулиганами, а простодушный сын Жириновского Мутко сдает. Он зрит в корень, как бы разглашая гостайну, и единственное, что оправдывает члена исполкома РФС Игоря Лебедева, так это отсутствие грифа на тех бумагах, где союз Кремля с государствообразующей шпаной скреплен печатью. Точнее, бумаг никто не видел, да их, может, и нет, но про секретное сотрудничество власти с болельщиками знают все. Что является важной частью общего замысла, который сводится к тотальному устрашению чужих и патриотическому воспитанию собственных граждан.
Собственно, это и называется гибридной войной, а спорт, как известно, служит заменой войне в мирное время. Правда, время за окнами совсем не мирное, но чемпионаты проводятся, и эстеты особого рода могут сравнивать фанатов с вежливыми людьми в Крыму или упомянутыми уже трактористами на востоке Украины. Сравнивать и обнаруживать драгоценные черты сходства в том, как Родина аннексирует чужие земли, убивая людей в областях Донецкой и Луганской, и гасит алкоголиков на улицах Марселя. Не исключено, кстати, что и во Францию, искусно миновав пограничные кордоны, приехали отчасти те же люди, что несли свет «Новороссии» в самые отдаленные кишлаки Украины, заселенные крымскими татарами. Видна же военная выучка и косточка, заметна квалификация, и патриотическая сноровка прямо бросается в глаза, когда рассматриваешь на фотографиях окровавленные лица англичан и узнаешь о забитых до полусмерти, лежащих в реанимации.
Как там Жириновский-папа говорил после Брюсселя? «Пусть они подыхают и погибают! И нам это выгодно!» А ля гер ком а ля гер, сообщают из Франции, и это новости, посвященные всего лишь первому матчу с участием нашей сборной. Спецоперация продолжается.
Илья Мильштейн, graniru.org