Последний бунт польской молодежи был, когда собирались изменить закон об интернете.
Об этом знаменитый польский актер и режиссер Ежи Штур рассказал во время встречи с журналистами из Беларуси, сообщает tut.by.
— В ваших фильмах жизнь может и не цирк, но точно — абсурд.
— Да, мои фильмы — как бы притча. Сказка о жизни. Может было, может нет. В этом я вижу влияние Кшиштофа Кисьлевского на форму моих фильмов.
Например, лента «Большое животное» (2000г.) — это история о верблюде. Ночью в маленьком городе к пану Савицкому пришел верблюд, неизвестно откуда. Верблюд. В Польше. В горах. Пан Савицкий полюбил его, как собачку или кошку. А в городе люди его не понимают, а когда не понимают — начинают быть против. Как начинают быть против — становятся агрессивными. И в конце концов верблюд пропал. В финале Савицкий с женой (актриса Анна Дымна) едут в Варшавский зоопарк, чтобы посмотреть на верблюда. Потому что они уже любят каждого верблюда.
Это сказка о нетолерантности по сценарию Кшиштофа Кисьлевского. Я снял фильм уже после смерти Кисьлевского, лента победила в Карловых Варах на фестивале. Это мой самый большой успех — маленький черно-белый фильм.
Чаще мои ленты иронические, о жизни. А этот фильм — поэтический.
Подобного я уже не сделаю никогда.
— Расскажите о вашем проекте «классика на ТВ»
— Почему классика? Появилась возможность показать классику по телевидению, там нужен образовательный момент. Современность могу отразить в театре, кино… А тут дали финансирование именно на классику. До этого я делал подобные телепостановки — «Ревизора» по Гоголю, «Школу жен» по Мольеру… Для меня важно ставить классику для широкой публики. Вот «Ревизора» (я поставил его 2 года назад) за вечер посмотрел миллион зрителей, наверное, потому что я немного тут популярный, а вокруг меня — очень известные для польской публики актеры. Этот спектакль сейчас смотрят в школах, смотрит обязательно молодежь. Не читают Гоголя, а смотрят.
Современные темы для меня — это кино (я не играю в исторических фильмах, не снимаюсь в костюмах) или театр. В Варшаве я сейчас играю в трех спектаклях в театре «Полония». Также поставил пьесу польского поэта, драматурга Тадеуша Ружевича («На четвереньках»), и там играю. Театр для меня тоже очень важен.
Когда у меня рождается тема, я думаю — а где ее реализовать? Для одной темы удачнее театр, для другой — фильм, или даже книга.
Мой последний фильм «Гражданин» (Прим. — снят в 2014 году, Е. Штур был сценаристом и режиссером ленты) затрагивает важную для меня тему. Что такое патриот? Нам надо быть «поклонниками» нашей истории, великих дел? Но, может быть, патриотизм — это все же критика?
Фильм — это анализ послевоенного поколения. Мое поколение имело очень интересную жизнь: сначала был Сталин, потом мы прожили все, и выдержали, и дождались свободы. Интересная была жизнь по сравнению с итальянцами, англичанами… В «Гражданине» есть автобиографические моменты. Я решил рассказать о жизни моего поколения в жанре комедии, потому что тема очень грустная, и для поляков некомфортная. Если говорить об этом серьезно, то можно подискутировать, но шутить! В итоге я имел много проблем с этим фильмом. Счастье, что нашел деньги и смог снять «Гражданина». И счастье, что, несмотря на критику в газетах, зрители пошли на ленту — было полмиллиона зрителей, а для некоммерческого фильма — это очень много.
— Как режиссер, профессор Высшей театральной школы в Кракове, чего вы требуете от актеров?
— Я ожидаю от актера конкретного эффекта. А как он это мне устроит — предлагаю свободный вариант, позволяю искать путь самостоятельно. Правда, в кино часто нет времени на поиски, надо быстро-быстро-быстро…
Когда что-то мне в жизни не нравится, я начинаю работать. Бунт — это импульс. У молодых сегодня нет бунта. Как учитель и режиссер я сталкиваюсь с этой проблемой у студентов — отсутствие протеста. Они не имеют внутри чего-то, чтобы быть против. Нам, нашему поколению было проще — мы были против советской власти, и это было естественно. Это было в генах. А теперь молодежь не знает, против чего им быть. А любая провокация является эффектом бунта.
Ну, а теперь молодым так «тепло»…
А, нет! Вспомнил — последний бунт нашей молодежи был, когда собирались изменить закон об интернете. Тогда вот они и вышли на улицы. То есть есть что-то, что их цепляет. Забери интернет — получишь революцию.
Ежи Оскар Штур (Jerzy Oskar Stuhr), польский актер театра и кино, сценарист, режиссер, педагог. Выпускник Государственной высшей театральной школы Кракова, где дважды был выбран ректором и в настоящее время продолжает преподавать. С 1998 г. Ежи Штур является членом Европейской Киноакадемии. Снимался в фильмах Анджея Вайды, Анджея Жулавского, Кшиштофа Занусси, Кшиштофа Кесьлевского, Юлиуша Махульского, Агнешки Холланд. Женат. Супруга Барбара — скрипачка. Сын Мацей Штур, успешный актер театра и кино, дочь Марианна — художница. Зрителю Ежи Штур запомнился фильмами «Секс-миссия», «Дежа вю», «Три цвета: Белый», «Любовные истории» и др.