Судьи как только могут оттягивают рассмотрение дела об исчезновении Юрия Захаренко.
Жительница поселка Василевичи Гомельской области Ульяна Захаренко написала жалобу на постановление судьи Октябрьского суда Минска Ольги Бирули, сообщает «Радыё Свабода».
Она жалуется на то, что судья не стала рассматривать по существу ее заявления о признании умершим ее сына, Юрия Захаренко. Заведя гражданское дело по заявлению Ульяны Захаренко, судья Ольга Бируля сразу же приобщила ее к подобному делу по заявлению жены Юрия Ольги Захаренко и прекратила производство до окончания расследования уголовного делу об исчезновении экс-министра внутренних дел.
«... До окончания уголовного дела...»
Бывший министр внутренних дел Беларуси, один из лидеров оппозиции Юрий Захаренко был похищен в Минске неизвестными в апреле 1999 года. Что дальше стало с Юрием Захаренко, общественности неизвестно.
В начале 2000-ых годов жена и дочери Юрия Захаренко уехали в Германию, но в Минске осталась их 4-комнатная квартира, которая была записана на имя Юрия Захаренко. Чтобы вступить в права владения квартирой в 2002 году жена Захаренко Ольга Захаренко подала в Октябрьский суд Минска заявление о признании его умершим, но тогда суд приостановил производство по гражданскому делу до окончания расследования уголовного дела об исчезновении Юрия Захаренко.
Теперь, спустя 14 лет, так же решила судья Ольга Бируля из того же Октябрьского суда.
«Объединить для совместного рассмотрения в одном производстве требования Захаренко Ольги Григорьевны и требования Захаренко Ольги Борисовны об объявлении умершим Захаренко Юрия Николаевича.
Производство по делу прекратить на основании п.4 ст. 140 ГПК Республики Беларусь. Определение в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежит», - решила 30 мая судья Ольга Бируля.
Нельзя обжаловать
В своей частной жалобе Ульяна Захаренко обжалует не только решение судьи Бирули относительно ее требования о признании сына умершим, но и то, что решение суда нельзя обжаловать.
Глава правозащитной организации «Белорусский документационный центр» Раиса Михайловская помогает Ульяне Захаренко в ее судебных делах. Раиса Михайловская также предполагает, что судья нарушала права Ульяны Захаренко:
«Это явное нарушение права на открытое рассмотрение ее дела в суде, - объясняет правозащитник Раиса Михайловская. - Фактически решение по заявлению Ульяны Захаренко уже есть, но суда при этом не было, заседания не проводилось.
Например, Ульяна Захаренко в суде собиралась частично изменить требования, но как можно это было сделать, если заседания не проводили? Вообще в отношении матери не один год творится беззаконие. Мать Захаренко уже 92 года. Она понимает, что придет и ее время и, как все, хочет оставить своим детям, внукам, правнукам то, что нажила за жизнь. Для нее это очень важно. Но получается, что она не может этого сделать.
Причем женщина не выдвигает никаких требований политического характера, она давно поняла, что произошло с ее сыном. Как ей ни трудно, она просит признать его умершим - и тут отказ. Надо что-то делать!»
«Возникнет вопрос, а по чьему приказу?»
Дело об исчезновении Юрия Захаренко длится уже более 17 лет, ее регулярно продлевают, но результатов нет. Бывший следователь прокуратуры, правозащитник Олег Волчек считает, что белорусские власти на самом деле имитируют расследование дела Юрия Захаренко.
«Завершить дело и найти виновных, хотя бы исполнителей, значит показать нашему обществу и всему миру, что столько лет всех обманывали, что действительно были «эскадроны смерти», которые уничтожали политических противников, - полагает правозащитник Олег Волчек. - Тогда возникнет и вопрос, а по чьему приказу? Поэтому они тянут и будут тянуть до последнего».
Очередной срок, на который было продлено расследование дела Юрия Захаренко, заканчивается 24 июня 2016 года.