Чиновники вновь обсуждают диверсификацию и наращивание экспорта. В последнее время белорусский экспорт показывает не самые лучшие результаты и преломить тенденцию у властей пока не получается.
Накануне в Совмине обсуждали Национальную программу поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы. Премьер-министр страны Андрей Кобяков признал, что ситуация с экспортом оставляет желать лучшего. Премьер подчеркнул, что экспорт для Беларуси - приоритет государственного масштаба, и рассказал, что разработанная программа поддержки основана не только на опыте нашей страны, но и на мировых наработках, а также рекомендациях реального сектора экономики и бизнес-союзов, сообщает БЕЛТА.
Озвучил глава правительства и не самые приглядные для страны цифры: по прогнозу на текущий год экспорт товаров и услуг должен вырасти на 103,5% (к показателю минувшего года), прогноз роста на первый квартал составляет 101,1%, тогда как по факту страна сработала с показателем в 83,9% по итогам четырех месяцев. Однако Кобяков отметил, что все не так плохо: положительным глава правительства находит тот факт, что в количественном выражении в этом году было осуществлено больше поставок на экспорт, чем в прошлом: индекс физического объема экспорта за 4 месяца года по сравнению с показателем прошлого года составил 102,2%.
Андрей Кобяков отметил, что сегодня экспорт Беларуси страдает от ситуации, которая сложилась в соседней России. Над диверсификацией экспорта, к слову, в Беларуси стали работать относительно недавно, и все 20 лет политической независимости наша страна была полностью зависима от России в экономическом плане, «заточив» под ее рынки свою продукцию и порядком расслабившись от отсутствия конкуренции. Однако после того, как России стало все труднее справляться с кризисами, белорусские чиновники решились на разговоры о диверсификации экспортных потоков. Независимые эксперты отмечают, что изначально выбранная ориентация на рынок соседней страны стала одной из роковых ошибок властей много лет назад. Теперь конкуренция слишком велика, и белорусским товарам предстоит нелегкий путь на рынки третьих стран.
Глава правительства подчеркнул, что экспорт в Россию также упал в стоимостном выражении, но выросли физические объемы. При этом Кобяков отметил, что ситуация может усложниться с вводом в эксплуатацию в России и Казахстане производств, выпускающих ту же продукцию, что экспортирует в эти страны Беларусь. Наша страна рискует столкнуться с конкуренцией и дальнейшим падением экспорта. Премьер призвал профильные ведомства проработать вопрос возможных будущих проблем белорусских товаров: корректировать планы по развитию отраслей исходя из действий партнеров страны по ЕАЭС. Премьер также задался вопросом, какие продукты, кроме беспроигрышных удобрений и нефтепродуктов Беларусь может предлагать на внешние рынки.
Обеспокоен премьер падение экспорта на европейские рынки: сейчас наша страна поставляет значительно меньше нефтепродуктов в европейские страны, чем экспортировалось ранее. Озадаченность у премьера вызывает также тот факт, что никаких результатов не приносит работа по сборным производствам белорусской техники в Китае.
В качестве резервных рынков для экспорта был назван Иран, с которого сняли санкции, и поставки в который белорусских товаров осуществляются, но значительно упали, а также рынок Вьетнама, с которым сложилась похожая ситуация. Таким образом, пока белорусский экспорт не просто не находит новых рынков, но и рискует утратить старые.