Как сообщила пресс-служба МВД, мафиозную ассамблею, где должны были решаться проблемы криминального мира, ликвидировали сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД вместе с бойцами спецподразделения «Алмаз». Среди задержанных — «вор в законе» из подмосковного Подольска Кокунов, известный как Вася–Бандит. Коронованного еще в 1993 году «законника» и прочую братву выдворили из нашей страны, передав в руки российских оперативников. Очередная попытка консолидации представителей преступного мира тогда, в феврале, была пресечена...
То была совместная спецоперация антимафиозных структур двух соседних государств. Подобные захваты — далеко не редкость. И доказывают верность классического совета, популярного на постсоветском пространстве в среде уголовных лидеров: «Хочешь сесть в тюрьму — поезжай в Беларусь».
Однако подобные и, конечно, более внушительные победы борцам с оргпреступностью достаются совсем не просто. Постоянный пресс на вожаков ОПГ, регулярные задержания, депортации, аресты и «посадки» так называемых крестных отцов воровских кланов — результат большой и планомерной работы силовых структур Беларуси и России. Причем очередные серьезные шаги в борьбе с криминальным спрутом обсуждаются буквально сегодня. В Гомеле проходит заседание объединенной коллегии министерств внутренних дел Союзного государства по вопросу о взаимодействии в сфере борьбы с оргпреступностью общеуголовной направленности. Разумеется, более чем серьезный разговор профессионалов — не для посторонних ушей. Однако в ГУБОПиК МВД Беларуси не скрывают, что тема гомельской встречи белорусских и российских коллег вписывается в общеевропейский контекст. Ведь все больше экспертов из стран ЕС приходят к выводу: возрастающая активность транснациональных организованных преступных групп — главная угроза XXI века. На первый взгляд странно слышать такие заявления на фоне вызовов международного терроризма. Тем не менее у исследователей проблемы оргпреступности свое видение положения. По их мнению, террористы (даже при всей их наглости, дерзости, изощренности) пока не располагают силами и средствами для нанесения смертельных ударов по европейским государствам. Ячейки «Аль–Каиды», ИГИЛ, других вооруженных дикими идеями и взрывчаткой террористических группировок атакуют в лоб, стараясь громко заявить о себе и своих целях публичными акциями. Куда коварнее организованный криминалитет, действующий в строжайшей тайне, причем без оглядки на границы. Само собой, полиция и спецслужбы за многие годы выработали тактику и стратегию борьбы с сицилийской мафией, неаполитанской каморрой, японской якудзой, американской коза ностра. Но кланы и картели мимикрируют, опережают своих преследователей в динамике развития.
Участники одной из ОПГ перед допросами
Несколько лет назад аналитики европейских силовых структур заметили, наконец, проблему самых активных российских и грузинских воров. В частности, на совещании, проходившем в прошлом году в Праге по программе европейского антимафиозного проекта «Миллениум», подробно обсуждалось обострение борьбы за передел сфер влияния между тбилисским и кутаисским кланами воров «законников». Как известно, грузинские «законники» подминают под себя нелегальный бизнес не только в России, Закавказье и других регионах бывшего СССР, но и с успехом осваиваются в Западной Европе. С большим интересом в Праге выслушали доклад–презентацию делегации белорусского МВД о влиянии воров «законников» на криминогенную обстановку, тенденциях борьбы с «законниками» на территории Беларуси.
«Смотрим на угрозы глобально — действуем локально», — так обозначает стратегию силовых структур начальник ГУБОПиК МВД Николай Карпенков. Полковник милиции перечисляет современные векторы развития оргпреступности на территории бывшего СССР: «Наблюдается крайне опасная тенденция: с одной стороны, криминалитет идет по пути сотрудничества и объединения, превращаясь в транснациональный. С другой — наблюдаем, как профессиональные воры приходят в бизнес, делают его теневым, не оставляют зацепок для оперативников. А некоторые бизнесмены перемещаются в сторону криминала. Происходит так называемое сращивание, ОПГ таким образом легализуются. К тому же состоятельный криминал, используя свои финансовые и административные ресурсы, пытается обезопасить себя настойчивыми попытками проникновения в госcтруктуры». По мнению Николая Карпенкова, тревожным процессам способствуют открытые границы, свободный рынок, различия в законодательствах стран, кризис мировой экономики, последствия санкционных войн, массовая миграция, локальные военные конфликты — в том числе в Украине.
Прерванный банкет с Васей-Бандитом
«Необходимо признать, что сегодня оргпреступность переживает очередной этап развития. Демонстрирует гибкость и приспособляемость к способам контроля со стороны правоохранительных структур. Кроме всего прочего, наблюдается укрепление связей уголовных лидеров с экстремистскими элементами. Ведь у них общие цели — подрыв основ государства. Так называемые «воры в законе» наглеют там, где слабая власть, где нет веры в продажных чиновников. На место законам приходят «понятия». Это мы, в частности, видим на примере Украины, которым, кстати, весьма вдохновлены всевозможные уголовные элементы», — убежден руководитель ГУБОПиК МВД.
Разумеется, белорусские спецслужбы не ждут, когда здешние уголовники получат подкрепление из–за границы. На оперативном учете, под постоянным контролем находятся шестеро белорусских «воров в законе» и около 250 активных членов ОПГ. Только за пять месяцев этого года к уголовной ответственности привлечены 17 авторитетов. В позапрошлом году были сорваны планы коронования Д.Макса — «смотрящего» за Беларусью. Этот приспешник смотрящего за Бобруйском С.Молнара, рассчитывая получить статус «вора в законе» при поддержке известных российских «законников» Циркача и Цезаря, скрывался по поддельным документам в Подмосковье. Однако в ходе спецоперации белорусских и российских оперативников Макса задержали в Раменском районе и экстрадировали в Беларусь. Воровской титул ему так и не был присвоен.
Успешно отбито и наступление российского криминала, начало которого было ознаменовано коронованием в статус воров в законе сразу пятерых граждан Беларуси (четверо из новой волны получили статус в Дубае, за что и «прозваны» дубайской четверкой). Трое из белорусских «законников» (Галеев по кличке Галей), который коронован еще в 90–х, а также новоиспеченные Медведев (Саша Медвежонок) и Алексеевич (Паша Паштет) отбывают наказание на территории нашей страны. Лебедев (Руслан Лебедь) обосновался в Германии. Герасимович (Олег Слуцкий, Му–Му) в мае освободился из ивацевичской ИК–5 и еще около 11 месяцев будет находиться под превентивным надзором.
А вот свежие новости о судьбе небезызвестного Кушнерова (клички: Куша, Кушнер Гомельский): в мае, после того как закончился его срок превентивного надзора, улетел в Турцию. Говорят, в этой стране, превратившейся в своеобразную базу лидеров преступного мира постсоветских регионов, белорус проводит встречи с ворами в законе из Грузии, Азербайджана, России. Что–то затевает? В любом случае расслабляться в МВД даже не собираются.
«Вор в законе» Галеев
«Законник» Кушнеров
Начальник ГУБОПиК Николай Карпенков отмечает: «В последние годы наблюдается активизация российских авторитетов в вопросе влияния на процессы в криминальном мире Беларуси. А белорусские «воры в законе» стремятся заполучить покровительство, поддержку и защиту в лице российских воров. Авторитеты из нашей страны в доле с россиянами контролируют строительную отрасль в России, поставку на российские стройки белорусской рабочей силы. Еще одна статья доходов — легализация похищенного в России автотранспорта (перебивка номеров, оформление новых документов в Беларуси) и последующая перепродажа угнанных машин россиянам, казахстанцам».
А еще, как рассказали в МВД, белорусские «авторитеты» прослыли своеобразными третейскими судьями в решении конфликтов между воротилами теневого бизнеса. Конек белорусов–«решал» — выбивание долгов самыми разными способами.
...На рабочих полках оперов ГУБОПиК — целые тома досье на разного рода татуированную публику. Почти каждый день проводятся задержания вымогателей, угонщиков, мошенников разных мастей. Но все прекрасно понимают: кроме упреждающих операций, активных действий по пресечению нелегальных схем, необходимо совершенствовать законодательство. При поддержке Главы государства МВД выступило с инициативой внедрения новых правовых методов борьбы с пытающимся консолидироваться криминалитетом. Среди предлагаемых изменений и дополнений в Уголовный кодекс — внесение в главу 27 УК (преступления против общественной безопасности) примечания, дающего определение тем, кто занимает высшее положение в преступной иерархии («вор в законе», «положенец» и «смотрящий»). Статью 285 (создание преступной организации либо участие в ней) предлагается дополнить частью 4, предусматривающей уголовную ответственность «за деяния, совершенные лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии». Верхний предел санкции — пожизненное заключение с конфискацией имущества. Статьи 286 (бандитизм) и 288 (принуждение лица к участию в преступной деятельности) МВД предлагает дополнить частями, образующими квалифицированные составы преступлений в случае их совершения ворами в законе, «положенцами» и «смотрящими». Также среди планируемых новелл — дополнение Уголовно–процессуального кодекса статьей, предусматривающей введение превентивного задержания криминальных лидеров на срок до 20 суток.
«Эти меры позволят подорвать устои криминального мира, не допустить коронации новых белорусских «воров в законе», пресечь попытки проникновения к нам российского и иного иностранного криминала, мечтающего о перераспределении сфер влияния», — полагает полковник милиции Карпенков. У начальника ГУБОПиК есть предложение к российским коллегам: вести единый учет лидеров у участников ОПГ, независимо от их местонахождения, создать устойчивую систему международного информационного обмена о численности, составе, взаимосвязях преступных групп. По мнению Николая Карпенкова, важно проработать вопрос о создании постоянной рабочей группы по организации информационных контактов министерств внутренних дел Беларуси и России в сфере борьбы с транснациональными группировками. Образно говоря, перед силовиками стоит задача сообща максимально обезглавить гидру криминала. И с помощью новых законов больше не позволить вырасти новым прожорливым головам.
Владимир ТИХИНЯ, заместитель начальника ГУБОПиК, полковник милиции:
— Надо понимать: «воры в законе», «авторитеты» — люди, при упоминании которых уголовники цепенеют как кролики перед удавами. «Генералы» преступного мира! Да, «законники» и смотрящие сами не грабят и не стреляют. Но стоит вору щелкнуть пальцем, как сразу несколько групп совершат серию грабежей, разбоев, угонов и т.д. Именно поэтому так важно, что в структуре МВД Беларуси, несмотря на противоположный опыт соседей, сокративших ГУБОПы, сохранилось управление, которое целенаправленно работает против преступных лидеров. Среди белорусских «воров в законе» наибольшим авторитетом пользуются Кушнеров, Галеев. Кушнеров отсидел более 30 лет. В свое время был смотрящим за тюрьмой и за колонией. В уголовной среде имеет репутацию человека, способного на поступок, так как судим за убийство — был киллером в организации «морозовцев». Галеев был коронован в 1996 году. Все время провел возле кутаисского клана вора Тариэла Ониани (Таро). Галей обладает большими организаторскими способностями, коммуникабельностью. Сильная личность. Притом денежная. Находясь в Швеции, вкладывал деньги в местный бизнес, подмял под себя албанцев, алжирцев. Даже пытался стать уважаемым в обществе человеком, финансируя строительство церкви. Авторитетен и Герасимович. Был смотрящим за СТ–4, и тоже имеет авторитет как «защитник прав невиновных» при решении разных вопросов осужденных. Вор в законе Медведев пять раз судим как злостный нарушитель в местах лишения свободы. Другие его судимости — за карманные кражи. Всю свою тюремную жизнь был в «отрицалове». «Вор в законе» Лебедев ранее не судим. Сейчас в Германии он контролирует денежные потоки, бывший бизнес убитого в позапрошлом году уроженца Беларуси, «крестного отца» Александра Тимошенко (Тимохи). Но авторитетом как таковым Лебедев не пользуется. Боится возвращаться в Беларусь, потому что знает: мы привлечем его к уголовной ответственности. А в местах лишения свободы ему придется очень тяжело. Ведь там «воры в законе» изолированы от основной массы, к примеру, в помещениях камерного типа (ПКТ), штрафных изоляторах (ШИЗО), как злостные нарушители режима. Что, понятно, весьма затрудняет процесс «решения» важных вопросов.
Порой ведутся разговоры об угрозе переноса на нашу территорию междоусобных клановых войн... Как известно, войны между двумя кланами начались в России. Кушнеров — креатура «тбилисских». Галей и остальные белорусские воры на стороне кутаисского клана. Пятеро против одного! Правда, как таковой войны, когда берутся за оружие, нет. Идет война словесная. Каждая сторона хочет иметь возможность контроля над той или иной колонией. Их цель — консолидация ранее судимых, тех, кто совершает преступления и платит в «общаки». Война выражается в назначении «смотрящих», путем написания «маляв». Того, мол, считаем «авторитетом», а того не считаем... Но все это находится под контролем — нашим и сотрудников Департамента исполнения наказаний МВД. Мы совместно с ДИН не допускаем насилия, хотя у лидеров кланов были высказывания: дескать, надо ту сторону поломать. Не то что убить кого–то, а, возможно, избить. Большинство угроз передела сфер влияния идет из России. Есть, конечно, азербайджанские, армянские, грузинские воры, но большинство — русскоязычные. Это наблюдается в Украине (там сейчас обосновались 27 «законников» — среди них и граждане Украины, и граждане России), странах Балтии. В контактах с Ромой «Курдом» из Эстонии замечен белорус Лебедев. Распался Советский Союз, но у криминалитета связи никогда не нарушались. Потому как «воры в законе» вложили деньги в бизнес. Многие из них — миллионеры, имеют по 10 — 15 фирм. А хочется еще и еще! Наши смотрят на россиян и жаждут такой же красивой жизни, планируют зарабатывать в ЕС, где крутятся большие деньги. Галей, когда приехал в Швецию, сразу взял под контроль арендный, прокатный бизнес. Потом бизнес, связанный с массажными услугами, страховой бизнес...
Так что самое главное — не допустить сюда российских воров. И мы полностью перекрыли для них границу. Поставили всех на учет. Летит вор, например, из России в Европу, мы его снимаем с самолета и отправляем назад. А там уже наши коллеги контролируют. Только так, сообща, и можно бороться с международными преступниками.