20 лет назад три сельсовета возле Светлогорска стали частью собственности Белоруснефти.
Официально – в качестве подсобного хозяйства.
«Было такое, что предприятие Белоруснефть берет нас на 50 лет в аренду. Ну, и началась работа и ремонт. Сараи старые выбрасывались, реконструировались», – вспоминает Валентина Филипчик, работница светлогорского агропромышленного управления.
Местные жители рассказывают, что все начало оживать – появились новые фермы, современная техника, были зарплаты и перспективы. Но 50-летняя аренда закончилась раньше. В прошлом году ряд деревень вывели из состава «Белоруснефти». Последствия ощутили сразу:
«Урожай был, да. Получали по 2000 тонн кукурузы. А в прошлом году – ноль», – разочарованно говорит Василий, сотрудник бывшего подсобного хозяйства «Белоруснефти».
После возвращения деревень в колхозы и совхозы исчезли финансовые дотации нефтяного предприятия, а также скидки и другая помощь. Люди в интервью «Белсату» высказали свое возмущение тем, что их никто даже и не спросил.
- Вы хотели сами идти в колхоз?
- Нет, не хотели. Никто не хотел идти в колхоз.
Более того, как рассказала журналистам другая жительница, которая не хотела показывать лица перед камерой, людям пригрозили увольнением, если они не захотят переходить в колхоз.
«Всех собрали, сказали: согласен, не согласен, пошел. Объяснили, что не ниже Br 2,5 миллиона будет оклад и все. Соглашайтесь на сокращение или перевод в колхоз», – анонимно возмущается женщина.
В состав «Белоруснефти» до сих пор входит ряд хозяйств в трех областях. С чем может быть связан отказ от деревень на Светлогорщине, узнать в пресс-службе предприятия пока не удалось. Но даже если о кризисе говорить преждевременно, то дополнительная нагрузка – тяжелая даже для самых богатых флагманов отечественного производства.
«Белоруснефть» и «Химволокно» – рентабельные предприятия. Но им трудно удерживать сельское хозяйство, которое у них есть, которая тянет их вниз», – объясняет экономист Андрей Король.
А такая практика в нашей стране распространена. От прикрепления к ним отстающих колхозов не застрахованы ни государственные, ни частные предприятия. Одни же из лидеров с/х активов в нашей стране – банки и машиностроители.