Обещая белорусам золотые горы к 2020-му, власти признают собственную несостоятельность.
Накануне проведения пятого «всебелорусского народного собрания» власти обнародовали проект программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы, который будет обсуждаться на форуме, пишет «Салідарнасць».
Многие пункты программы настолько многообещающие, что при знакомстве с ними невольно вспоминаешь официозный лозунг образца 2004 года. Тот, который про «страну, в которой хочется жить и работать». Вот только терзают смутные сомнения, наступит ли анонсированное в программе светлое будущее, как обещано, в 2020 году.
Причиной такого пессимизма, как ни странно, являются в первую очередь самые оптимистичные планы авторов проекта программы.
Обещая нам золотые горы к 2020-му, власти вольно или невольно признают собственную несостоятельность: а что же им мешало реализовать все это на протяжении последних двадцати лет?
Вряд ли кто-то будет выступать против либерализации валютной системы и создания полноценного финансового рынка. Но неужели для осознания необходимости этих шагов понадобилось два десятилетия и несколько девальваций?
Нам обещают существенное увеличение золотовалютных резервов и поддержание их размера на безопасном уровне. Но при этом стараются лишний раз не вспоминать о том, как и благодаря кому страна за считанные годы влезла в многомиллиардные долги. Из-за чего, собственно, наши ЗВР и приближаются к критической черте с тревожной регулярностью.
«Для развития частного бизнеса создадут все условия», — сулят авторы программы. Но мы это уже слышали раньше, а малый бизнес, тем временем, едва пережил начало года, и до сих пор не видит внятных перспектив.
Говорите, инфляция снизиться за пятилетку до 5%? Но кто ответил за то, что она настолько выросла, чтобы стать отдельным пунктом программы развития страны на 5 лет?
Результатом реализации мер демографической политики должна стать стабилизация численности населения Беларуси на уровне 9,5 млн человек. Иными словами, нам обещают остановить вымирание населения страны. Кто же это сделает? Неужели те люди, которые обязали магазины торговать «чернилами»? Или сам Лукашенко, заявивший, что «если бросим пить — другая беда настанет»?
Но наибольшие опасения вызывает следующий пункт: к 2020 году в Беларуси будет создан эффективный компактный государственный аппарат. Не означает ли это, что за успех реализации программы отвечает качественно иной госаппарат — раздутый и малоэффективный?