В 2017 году Беларусь будет председательствовать в Центрально-европейской инициативе.
Такое компромиссное решение принято на ежегодной встрече министров иностранных дел (СМИД) стран-участниц Центрально-европейской инициативы (ЦЕИ) в Баня-Луке (Босния и Герцеговина).
16 июня министр иностранных дел Владимир Макей принял участие в ежегодной встрече СМИД в Баня-Луке.
СМИД принял консенсусное решение о председательстве Республики Беларусь в Центрально-европейской инициативе в 2017 году. Беларусь впервые будет председательствовать в данной европейской субрегиональной организации.
Владимир Макей уже поделился своими планами относительно будущего председательствования: упрощение торговли, гармонизации стандартов и процедур, развитие транспорта и логистики, расширение партнерств с другими международными и региональными организациями, сообщает пресс-служба МИД Беларуси.
А что это такое – ЦЕИ?
Некоторые эксперты встретили просьбу БДГ прокомментировать неожиданное решение европейцев встречным вопросом: а что такое ЦЕИ?
Центрально-европейская инициатива (ЦЕИ) – региональное объединение, созданное в 1989 году Италией, Австрией, Венгрией и Югославией. В настоящее время в состав ЦЕИ входят 18 государств (Албания, Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Италия, бывшая югославская Республика Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Черногория и Украина). Республика Беларусь является участницей ЦЕИ с 1996 года.
В 2016 году в ЦЕИ председательствует Босния и Герцеговина. В 2017 году бразды правления перейдут к Беларуси.
«Вчерашний изгой сегодня уже не изгой»
-Вчерашний изгой сегодня изгоем не считается: Евросоюз санкции практически снял. Раньше или позже этим и должно было закончиться. Тем более, что сама Центрально-европейская инициатива как организация санкции в отношении официального Минска не вводила. Другое дело, что почти все участники ЦЕИ являются либо членами Евросоюза, либо претендентами.
Это не совсем ожидавшееся событие, но в целом лежит в русле нынешней стратегии Евросоюза, - считает международный обозреватель Андрей Федоров.
Директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров называет решение ЦЕИ «символическим жестом» - не более того:
-Беларусь находится в процессе восстановления отношений с Евросоюзом. Это означает придание символического статуса с постепенным введением в клуб друзей, из которого Беларусь была исключена. ЦЕИ – это артефакт, раньше инициатива использовалась для того, чтобы реинтегрировать часть восточноевропейских стран в пространство Европейского Союза. Расширение ЕС состоялось, но сама ЦЕИ осталась и существует наряду с целым рядом другим объединений со слабым уровнем взаимодействия, реализации реальных проектов. Формат ЦЕИ не предполагает особых обязательств, сохраняет лишь коммуникативный формат.
«С чувством глубокого удовлетворения»
Что дает официальному Минску председательство в ЦЕИ?
-Наверное, официальный Минск добивался председательствования в ЦЕИ, поэтому и воспримет назначение с чувством глубокого удовлетворения. Официальный Минск представит это решение как доказательство нормализации отношений с Западом, - отмечает Андрей Федоров. – Боюсь, Беларусь получит не слишком много в материальном плане, но в моральном плане власти используют на всю катушку.
Андрей Егоров считает, что председательство не принесет Беларуси особых выгод, за исключением «символических вещей».
-Сама структура не определяет политику стран-членов ЦЕИ. Поэтому Беларусь сможет в большей степени формировать тематику мероприятий в рамках ЦЕИ, чтобы больше и непосредственно обсуждать проблемы, касающиеся Беларуси, - отмечает директор Центра европейской трансформации.
ЦЕИ не станет яблоком раздора между Минском и Москвой
Повлияет ли председательство Беларуси в ЦЕИ на белорусско-российские отношения?
-Евросоюз и хотел бы, чтобы Беларусь полностью не оказалась втянута в орбиту России, но таким решением вряд ли рассчитывает достичь этой цели. ЦЕИ все-таки не самая влиятельная организация, и полагать, что такой жест сильно повлияет на отход белорусского руководства от России, было бы наивно, - считает Андрей Федоров.
-Если бы Беларусь приняли в Совет Европы, это стало бы значимым шагом на пути европеизации страны, поскольку означает взятие на себя определенных обязательств, в том числе включением в пространство Европейского суда по правам человека. Хотя и Совет Европы не является очень сильным интеграционным форматом, вступление в СЕ стало бы шагом вперед на пути интеграции в европейское пространство. А на белорусско-российские отношения председательство в ЦЕИ никого влияния не окажет, - убежден Андрей Егоров.