В Беларуси 3-й месяц подряд прирост остатков средств населения на срочных Br-депозитах происходит лишь капитализацией: сумма начисленных процентов превышает объем валового прироста остатков. Чистый отток длится уже 13 месяцев подряд, в мае он составил Br0,2 трлн (0,8% от остатков на начало месяца). А мартовско-апрельская долларовая сверхдоходность вкладов сменилась в мае на $-убыточность.
Резкое снижение процентов по вкладам, особенно по отзывным, и введение налога на проценты по коротким депозитам, а также падение реальных доходов граждан привели к отсутствию интереса к срочным Br-вкладам как к средству приумножения сбережений. Что выразилось в резком сокращении валового притока денег от населения на такие вклады.
И это при том, что 4-й месяц подряд в стране фиксируется чистая продажа валюты: население больше продает валюты, чем покупает. За февраль-май чистая продажа валюты физлицами составила $754 млн. Br-рублевый эквивалент этой суммы - около Br15 трлн, которые дополнительно к текущим доходам появились у населения. Остатки же на срочных Br-депозитах физлиц за эти 4 месяца выросли лишь на Br0,6 трлн - и то исключительно капитализацией процентов.
Учитывая снижение остатков вкладов населения и в иностранной валюте, можно утверждать, что уже который месяц белорусы проедают собственную «заначку», состоящую из наличной валюты и сбережений на срочных вкладах. Это подтверждается цифрами Белстата: падение реальных доходов составило 6,9%, а розничного товарооборота - только 1,8% (к прошлому году).
Ослабление Br-рубля в мае - 35% годовых
В междевальвационный период срочные Br-рублевые депозиты в Беларуси- это самый доходный финансовый инструмент. Но во время девальваций - убыточный в инвалютном исчислении вид долгосрочных сбережений. Белорусы традиционно ведут учет личных финансов в долларах США. Так что определящим для инвалютной доходности Br-депозитов является курсовая динамика доллара в Беларуси.
В начала мая закончилось 2,5-месячное укрепление Br-рубля к доллару, которое компенсировало почти всю январско-февральскую девальвацию. Br-рубль в мае даже стал самой ослабевшей валютой среди стран СНГ и Восточной Европы. В конце апреля курс был 19214 Br/$, а в конце мая - 19788 Br/$: доллар за месяц вырос на Br574.
В июне, к 17-му числу, доллар в Беларуси прибавил с начала месяца еще Br179 (19967 Br/$ на торгах на БВФБ), при том, что это он уже успел немного подешеветь за 2 дня (15-го июня на БВФБ было 20047 Br/$).
Br-рублевый эквивалент $1000 в конце апреля (Br19,214 млн) превратился в $971 в конце мая (= Br19,214 млн / 19788 Br/$). Таким образом, падение Br-рубля к доллару в отчетном месяце 2,90%, что в годовом выражении соответствует девальвации к $-доллару в 35% годовых. В июне ослабление Br-рубля составляет (по 17-е число) пока что 19% годовых.
Доходность коротких и отзывных срочных Br-вкладов немного выросла в среднем по стране
После того как в апреле процентные ставки по новым срочным Br-рублевым вкладам физических лиц резко упали (с 25,5 до 18,5 % годовых), в мае они, хоть и малозаметно, но выросли, составив, в среднем по стране, 18,6% годовых.
Средняя ставка по открытым в мае вкладам на срок свыше 1-го года заметно упала, до 21,3% (в апреле было 23,8%), на срок до 1 года, наоборот, немного выросла, до 17,7% годовых (в апреле - 16,8%). При этом следует учитывать, что с 1 апреля доход по вкладам сроком менее 1 года облагается налогом.
Заметное падение доходности в мае произошло в сегменте безотзывных срочных Br-депозитов - с 27,6% в апреле до 24,8% в мае, когда как резко упавшие в апреле ставки по отзывным вкладам (с 23,0% в марте до 12,1% в апреле) в отчетном месяце несколько выросли, до 13,3% годовых.
Средняя по стране процентная ставка по всем текущим срочным Br-депозитам населения (действующим в отчетном месяце, но открытым ранее) снизилась в мае до 24,2% годовых (в апреле было 25,7). Очевидно это результат увеличения доли новых, менее доходных, депозитов в общей массе текущих вкладов. Значит, в дальнейшем падение средней ставки продолжится.
Майская средняя ставка - минимальная с середины 2011-го. Исторически минимальные были в период 2006-08 гг - на уровне 12-14% годовых.
Долларовая убыточность срочных Br-вкладов в мае, в среднемм, 11% годовых
Ослабление Br-рубля к доллару в мае (девальвация 35% годовых) превысила среднюю процентную ставку по всем срочным Br-вкладам физлиц (24,2% годовых), что означает долларовую убыточность таких вкладов.
Так, Br-рублевый депозит в 19,214 млн, эквивалентный $1000 в конце апреля, прирос за месяц процентами до Br19,601 млн, но стал эквивалентен в конце мая лишь $990,5 (= Br19,601 млн / 19788 Br/$). Таким образом, на срочном Br-вкладе. эквивалентном $1000, было получено в мае $9,5 убытка, или 0,9%, что в годовом формате - около 11% годовых.
В июне пока что «вырисовывается» незначительная долларовая доходность срочных Br-вкладов (4% годовых), но лишь по средней ставке по всем текущим депозитам. По новым же, у которых ставка меньше, $-убыток. Да и ослабление Br-рубля к доллару может ускориться, сделает сегодня $-убыточным любой срочный Br-вклад.
Br-вклад vs S-вклад
Недавнее сильнейшее укрепление Br-рубля к доллару снизило Br-доходность срочных $-депозитов в марте-апреле настолько, что несмотря на майский результат, срочные Br-депозиты за первые 5 месяцев года - более выгодны: те, кто разместил свои Br-рубли в начале января на срочный Br-депозит, получили к концу мая 11,2% прибыли, а долларовые вкладчики лишь 8,4% в Br-эквиваленте, ниже на 2,8 п.п. (исходя из средних по стране процентных ставок по всем срочным вкладам с учетом ежемесячной капитализации начисленных процентов).
К 17 июня разница в пользу Br-депозитов осталась той же, 2,8 п.п.: доход с начала года по 17 июня по всем срочным Br-вкладам физических лиц - 12,4%, по $-долларовым - 9,6% в Br-эквиваленте).
Понятно, что предугадать такое развитие событий мало кто мог, а, судя по минимальному объему валового притока Br-рублей от населения в январе, среди новых вкладчиков не было вообще тех, кто рассчитывал вернуться в статус «Br-депозитных рантье» с доходом в виде ежемесячной плюсовой долларовой рентой. А заработали в долларах лишь консервативные вкладчики, не снявшие свои Br-рублевые сбережения, да и то долларовый заработок только лишь в марте-апреле. в мае - уже убыток.
Если же смотреть за 12-тимесячный период, то выгоднее за год, все же, долларовые срочные депозиты: доход по ним, исходя из средней по стране ставки по всем (текущим) вкладам физических лиц в иностранной валюте с учетом ежемесячной капитализации процентов составил в Br-эквиваленте 39,2% к первоначальному вкладу, когда как по срочным Br-рублевым - 30,6% (с июня 2015-го по май 2016-го).
И все же, за период, прошедший с момента окончания валютно-финансового кризиса 2011-го (а прошло уже 55 месяцев, начиная с ноября 2011-го) те, кто использовал все это время исключительно срочные Br-рублевые вклады для хранения своих сбережений и приумножения их, не прогадали: они прирастили свой изначальный депозит намного больше, чем долларовые вкладчики в Br-эквиваленте.
Это - исходя из средней по стране ставки по всем (текущим) вкладам физических лиц в иностранной валюте (по данным Нацбанка) и с учетом ежемесячной капитализации начисленных процентов. Те же. кто хоть иногда предугадывал девальвации и вовремя «переливался» в валюту и обратно, заработали, конечно, еще больше.
За май остатки срочных Br-вкладов физлиц выросли на Br303 млрд
За май остатки средств населения на срочных Br-вкладах увеличились на Br303 млрд (с Br24,950 трлн в конце апреля до Br25,253 трлн в конце мая). Это немного больше апрельского прироста.
В процентах к остаткам на начало месяца прирост в мае составил 1,22%. Самые сильные плюсовые изменения зафиксированы в период после девальвации 2011-го когда Br-рубли возвращались в банки (конец 2011-го - I полугодие 2012-го), и в период курсовой стабильности 2013-го: несколько месяцев было с приростом остатков более 10%. А рекордные сокращения последнего времени - в девальвационные месяцы: в августе 2015-го (-11,7%) и в декабре 2014-го (-14,6%), а еще раньше - на стыке 2008-го и 2009-го годов (падение - более 12%) и в период девальвации 2011-го года.
Чистый отток с срочных Br-вкладов в мае сохранился
Исходя из средних по стране процентных ставок по всем (текущим) срочным депозитам физических лиц в мае (24,2% годовых) и остатков средств населения на таких вкладах в конце апреля (Br24,950 трлн), расчетная цифра общего по стране начисленных процентов в отчетном месяце - Br0,503 млрд. Объем начисленных процентов ежемесячно снижается из-за падения процентных ставок и сумм остатков на депозитах.
А учитывая, что валовый прирост остатков за месяц (Br303 млрд) меньше, чем объем начисленных процентов (Br503 млрд), получается, что в мае сохранился чистый отток Br-рублевых сбережений с срочных Br-вкладов, составив Br200 млрд (при условии 100%-й капитализации процентов), а майский прирост остатков произошел исключительно процентным приращением.
Эта расчетная величина чистого оттока не является точной, и тем более официальной: Национальный Банк не дает такой информации, но размер и динамика расчетного отток/притока дает представления о настроениях Br-вкладчиков.
Чистый отток длится уже 13 месяцев подряд. Рекордный отток был в период после кризиса 2011-го года - в девальвационном декабре 2014-го - Br5,50 трлн. В августе 2015-го - Br4,81 трлн. Рекордный же чистый приток на такие вклады был в январе 2014-го - Br2,14 трлн.
Относительно суммы остатков на депозитах в начале месяца, майский чистый отток - 0,80%. Рекорды чистого оттока: в декабре 2014-го население вынесло из банков на чистой основе 17,3% срочных Br-депозитов, в августе 2015-го - 14,1%, на стыке 2008-09 гг - по ~14% в 2-х месяцах. Рекордный же относительный чистый приток зафиксирован в сентябре 11-го (+10,4%), в январе 14-го (+9,4%) и феврале 13-го (+8,8%).
Объем срочных Br-депозитов физических лиц остается низким
По окончании валютно-финансового кризиса 2011-го года на фоне стабильного Br-рубля и очень высоких процентных ставок по срочным Br-депозитам население стало активно депонировать свои сбережения на эти вклады - вплоть до девальвационного декабря 2014-го. Но даже после этой декабрьской девальвации прирост остатков на срочных Br-депозитах возобновился, через некоторое время, с новой силой (в период с февраля по май 2015-го Br-рубль не просто был стабильным, а даже укрепился к доллару), и, в итоге, достиг исторического пика в конце мая 2015-го в размере Br35,036 трлн.
Но девальвация августа 2015-го стала «последней каплей»: интерес к этому виду сбережений стал падать, а вместе с ним и объемы. К концу февраля 2016-го, остатки сократились до уровня 2-хгодичной давности, и небольшой прирост последних 3-х месяцев здесь ничего не изменил.
Динамика остатков за многолетний период выглядит следующим образом.
Остатков на срочных вкладах физлиц по их покупательской способности - как 3,5 года назад
Но сегодняшний Br-рубль по своей покупательской способности отличается от прежнего, более раннего Br-рубля, на величину инфляции за прошедший период. За ту сумму Br-рублей, что находится на срочных вкладах населения (остатки на депозитах) на конец мая 2016-го, можно приобрести потребительских товаров (услуг), как в 2012-ом году, несмотря на то, что номинально остатков сейчас больше, чем тогда, вдвое. Так получается исходя из официальных данных Белстата по потребительской инфляции.
Тот же расчет за длительный период показывает, что такая же, как сейчас, покупательная возможность всей теперешней массы срочных Br-вкладов физлиц была еще в конце далекого уже 2006-го года.
В долларовом эквиваленте срочных Br-вкладов населения стало меньше на $22 млн
Br-рубль в мае ослаб настолько, что, несмотря на номинальный прирост остатков (в Br-рублях) долларовый эквивалент этих остатков сократился на $22 млн, с $1,299 млрд в конце апреля до $1,276 млрд в конце мая (по курсам последних торгов на БВФБ).
Рекордный прирост $-эквивалента за месяц зафиксирован в январе 2014-го (на $280 млн, исключительно благодаря чистому притоку денег населения), а рекордные падения - в декабре 2014-го (на $1,070 млрд - за счет сильнейших девальвационных потерь (по рыночному курсу) и сильнейшего оттока с вкладов), и в августе 2015-го (на $512 млн).
Уменьшение $-эквивалента остатков относительно их значения на начало мая - 1,72%. Рекордные же проценты относительного падения были в январе 2009-го, в 2011-ом году и в декабре 2014-го - более 30% за месяц, а прироста - в отдельные месяцы 2012-14 гг. - более 10% за месяц
Срочных Br-вкладов в $-эквиваленте - как в начале 2012-го
В долларовом эквиваленте, под влиянием 3-х девальваций (декабря 2014-го, августа 2015-го и января 2016-го) и физического чистого выноса денег, объем срочных Br-депозитов физлиц опустился до уровня начала 2012-го - сразу после девальвационного 2011-го года.
Максимальное значение $-эквивалента остатков срочных Br-рублевых вкладов физлиц в этом посткризисном периоде - $3,038 млрд (в конце сентября 2014-го). Минимум - в самом начале его, в ноябре 2011-го - $1,017 млрд. Сейчас - $1,276 млрд.
«Дно» $-эквивалента 2011-го - меньше $1 млрд. Сегодняшний объем соответствует началу 2006-го года. Исторический максимум $-эквивалента - $3,261 млрд в конце октября 2008-го.